Уникальные объекты: «Максим Горький» и ОСГА-25

В 1934 г. газеты опубликовали призыв писателей материально помочь строительству гигантского агитсамолета «Максим Горький». Гонорары и сбережения предлагалось перечислять на специальный счет.


Самолет «Максим Горький» по конструкции представлял собой вариант военного транспортного самолета АНТ-20. Фюзеляж и крылья были склепаны из гофрированных листов дюралюминия. Такая технология не позволяла сделать поверхности сложной двоякой кривизны. Для повышения мощности и увеличения подъемной силы, кроме имевшихся шести двигателей конструкции А.И. Микояна в крыльях, на корпусе было установлено еще два.


«Максим Горький» был наполнен совершенно уникальным оборудованием, разместившимся на плошали около 100 кв. м: автоматическая телефонная станция, портативная типография, пневматическая почта, кинопроектор и складной экран размером 4,5x6 м (при установке он служил одновременно и радиомачтой). Была своя киностудия, не говоря уже о буфете, умывальниках, душевых, туалетах.


На фотографиях интерьера видны многие из этих технических деталей — телефоны, радиостанция, легкие металлические кресла. Даже для скатертей на столах выпускники текстильного факультета ВХУТЕМАСа придумали особый, «авиационный» орнамент.


Самолет потерпел катастрофу во время воздушного парада над Москвой в мае 1936 г.


Второй самолет-гигант, построенный по тому же проекту, перевозил пассажиров по маршруту Москва—Ялта до начала войны.


Еще в 1920-е гг. при Автодоре — добровольном обществе содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР — был создан специальный проектно-конструкторский отдел строительства глиссеров и аэросаней.


В середине 1930-х гг. под руководством главного конструктора В. Гартвига началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана ОСГА-25. В создании проекта принимал участие и выпускник ВХУТЕИНа В. Мешерин. Как дизайнер он проектировал салон, кресла, светильники, суперграфику, элементы фирменного стиля, киоски для продажи билетов. В композиции салона облицовки секций, из которых собирался корабль, подчеркивались вертикальными членениями. Кресла были весьма динамичны по своему облику — сложная кривая трубчатого металлического каркаса как бы взви-



Рис. 51 В. Мещерин. Боковой вид, план и разрезы глиссера-катамарана ОСГА-25. Главный конструктор судна — В. Гартвиг. 1937


валась вверх и опоясывала сиденья, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности.


ОСГА-25, несмотря на значительные размеры (24 м в длину и 12 — в ширину), имел компактную и цельную форму. Проектировщикам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив смотровой салон в передней части между поплавками, где и размещалась основная масса пассажиров. И мост, и поплавки выглядели как единый ансамбль. Плавная параболическая линия очертаний верхней палубы начиналась в кормовой части и как бы охватывала весь корпус судна (рис. 51).

Читать далее: 1 2



реклама