Пропедевтические курсы

Второй цикл заданий сводился к построению композиций из заданных однотипных элементов — графических контуров основных форм (треугольника, прямоугольника или окружности), линий прямых или криволинейных (рис. 38). Условия были достаточно строгими. В одном случае требовалось создать линейную композицию из заданных элементов на разграфленном квадратами листе. В другом — используя треугольник, круг и прямоугольник, выстроить комбинацию, подчиненную заданной схеме: вертикали, горизонтали, диагонали и т.д. При этом использовались только линейные контуры форм, которые должны были пересекаться друг с другом, образуя новые конфигурации. Эти и подобные упражнения объясняют и другое название дисциплины Родченко: «Графическая конструкция на плоскости».


Отличительной чертой пропедевтики Родченко можно считать линейность, отражавшую особый принцип мышления, конструирования и формообразования. Линия — это не только контур, след, оставленный чертежным инструментом (циркулем, рейсфедером), но и «технологический разрез» плоскости, грань формы, каркас.



Рис. 39


Дисциплина «Пространство». Пространственная композиция на тему книг. 1923


Дисциплина «Пространство» Ладовского была основана, с одной стороны, на поиске конфигураций, размерных соотношений пространствами объема с помощью ортогональных проекций, а с другой — на создании пространственных композиций и макетов (рис. 39). В дисциплине «Цвет» ведущим было понимание плоскости как цветовой поверхности. «Объем» Бабичева и Лавинского базировался на понимании категории массы объемных элементов, внутренняя динамика которых выявлялась при сочетании нескольких врезанных друг в друга объемов.

Читать далее: 1 2



реклама