Промышленный дизайн

Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же заказал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижного состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Па-кон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорожных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны.


Престиж любой индустриальной державы во многом определяется состоянием ее морского флота. Французская трансатлантическая компания закладывает новый лайнер «Нормандия». Главным конст-


руктором этого судна был русский инженер, эмигрант Владимир Юр-кевич. Одна из новаций заключалась в использовании в носовой части каплеобразного пузыря, улучшающего обтекаемость судна. Позже, в 1937 г., «Нормандию» оснастили специальными четырехлопастны-ми винтами, форма которых позволяла противостоять кавитации, уменьшить вибрацию и сохранять максимальную скорость при пересечении океана. Интерьеры судна (как и во всех лайнерах тех лет, напоминавшие фешенебельные гостиницы) были выполнены в более старомодном стиле ар деко.


В Германии, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, журналы публикуют материалы о новейших дизайнерских тенденциях в быту. На фотографиях интерьеров преобладают рациональная металлическая мебель на трубчатом каркасе, рациональные светильники, лишенные декоративных элементов кухонные шкафы, где все продумано и предусмотрено для хранения и быстрого доступа к продуктам и посуде. Такая нейтральная стилистика давала повод критикам в СССР самым негативным образом отзываться о современных тенденциях в оформлении быта в буржуазной Европе.


Между 1918 и 1922 гг. Италия, так же как и другие страны Европы, прошла через период конверсии экономики военного времени. Во время войны возросло производство металла, быстро развивалась новая отрасль — аэронавтика.


Принцип работы компаний, производивших самолеты, автомобили, мотоциклы, оставался почти кустарным, по типу «индивидуального пошива» в модном ателье. В результате дизайн эволюционировал не в силу требований рынка или запросов массового потребителя, а скорее исходя из индивидуальных представлений о том, какой должна быть вешь сама по себе. В эту коллекцию элегантных находок можно включить шасси автомобиля «Лянчия Лямбда» (1922), гидросамолет, мотоцикл «Мото-Гуцци» и кофейную машинку «Биалетти» (1930), коммерческий успех к которой пришел много позже.


Одним из участников молодого движения «Новеченто итальяно» (в котором преломлялись классические традиции) был Джованни Понти, архитектор, создатель и бессменный редактор до конца жизни журнала «Домус» (1928). Его можно считать классическим примером дизайнера, сочетающего проектную, художественную и популяризаторскую активность. С 1923 по 1930 г. он занимал должность арт-ди-ректора компании «Richard-Ginori». В круг ее объектов входили железнодорожные вагоны, кабины самолетов, роскошные виллы, а


также фарфоровая посуда (впрочем, не имевшая коммерческого успеха). В 1933—1936 гг. Понти совместно с Джузеппе Пагано проектировал обтекаемую электричку «Бреда», новаторство которой состояло не только в аэродинамичной форме, но и в решении салона на основе складывавшихся в то время тенденций в авиастроении.


Начиная с 1927 г. постоянно проводилась биеннале декоративного искусства в Монце, в 1930-м трансформировавшаяся в Миланскую триеннале.


В Италии эти годы — время двух различных стратегий дизайна массовой продукции. В автомобильной промышленности развивалась кооперация между двигательными и кузовными отделами. Авиационная, железнодорожная и военная промышленности обменивались информацией и технологией. Примером такого сотрудничества стал автомобиль «Фиат Тополино». Его двигатель был разработан в конструкторском бюро авиационных двигателей, а конструкцию и аэродинамический кузов создал дизайнер Джузеппе Джакоза.


Другой принцип использовал Адриано Оливетти — с 1929 г. владелец фирмы «Оливетти». Как и многие промышленники, он бывал в США, где знакомился с принципами рационализации производства. Оливетти считал, что в производстве должны участвовать представители совершенно другой культуры — не технической. В 1940 г. он пригласил живописца Марчелло Ниццоли для разработки совместно с отделом компании новой счетной машинки.

Читать далее: 1 2



реклама