Пионеры обтекаемых форм

В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обтекаемость становится основным признаком современности.


Во Франции, например, на автосалоне 1935 г. демонстрировался обтекаемый «Пежо 402», спроектированный в тех же традициях, что и «Крайслер Эйрфлоу» в США.


Андре Ситроен представил переднеприводный автомобиль, обводы которого были нарисованы итальянским автодизайнером Флами-нио Бертоне.


Первое упоминание о том, что аэродинамика будет влиять на формы автомобильных кузовов, встречается в ежегоднике немецкого «Веркбунда» в 1914 г. Дизайнер Эрнст Ньюмен писал, что конструктору приходится принимать во внимание фактор сопротивления возду-


ха, которое на больших скоростях забирает до трети мощности двигателя. «Меньшее сопротивление предполагает мягкие и гладкие формы. Отсюда возникает форма торпедо»1. Далее он доказывает необходимость создания каплеобразной формы автомобильных кузовов. Если воздух раздвигается по сторонам, он должен потом сомкнуться в одной точке. Чем естественнее проходит этот процесс, тем меньше препятствий встречает подобная форма на своем пути.


В этой связи любопытна эволюция образа обтекаемости в начале XX в.


Рекорд скорости для электромобиля был поставлен в 1899 г. необычным экипажем, напоминавшим огромный пушечный снаряд на колесах. Передняя и задняя части корпуса имели острие, как у ракеты. Каплеобразный кузов создал инженер Рикотти для «Альфа Ромео» в 1913 г. Не менее оригинальным был автомобиль конструкции англичанина Румплера 1928 г. Небольшой капот закруглен, как у лодки, в нишах спрятаны фары, плоское лобовое стекло сильно наклонено, задняя часть спадает к хвосту и постепенно утоньшается. Передние колеса выступали из корпуса и были закрыты плотно прилегающими щитками, подножки отсутствовали. Однако каплеобразные автомобильные кузова в то время не привились. В промышленности применялась традиционная угловатая форма.


В 1920—1930-х гг. инженеры совместно с дизайнерами продолжают эксперименты по созданию новых средств транспорта. На юге Германии, во Фридрихсхафене, строятся дирижабли конструкции Фердинанда Цеппелина. Наибольшую известность получили «Граф Цеппелин» (1928) и гигантский «Гинденбург» (первый полет в 1936 г.). Дирижабль «Граф Цеппелин» произвел 590 вылетов, 144 раза пересекал Атлантику до своего списания в 1937 г. Это была первая коммерческая пассажирская воздушная трансатлантическая линия. «Гинденбург» за 10 регулярных рейсов между Германией и США перевез 1 тыс. пассажиров. 6 мая 1937 г. во время посадки у причальной мачты в Нью-Джерси дирижабль сгорел в считанные мгновения. И хотя дирижабли слишком уж зависели от порывов ветра, в 1930-х гг. их строили и в России, и в Италии, и во Франции. На дизайн интерьеров кабин и салонов повлияла авиационная стилистика, мебель из гнутых металлических трубок, кожаная обивка, как в креслах Марселя Брейера из «Баухауза».




реклама