Пионеры обтекаемых форм

Рис. 48


П. Ярай. Чертежи обтекаемого автомобиля для патента. 1922


Создавая каплеобразные кузова, инженеры исходили из того, что достаточно просто поставить на колеса обтекаемую, каплеобразную форму (наподобие дирижабля) — и автомобиль приобретет аэродинамические свойства. И Норман Белл Геддес, и Бакминстер Фуллер в США твердо полагали, что этот принцип и составляет суть проектирования аэродинамического корпуса для автомобиля.


Первые серьезные исследования аэродинамических форм в автомобильном дизайне были проведены в 1920-х гг. в Швейцарии Полем


Яраем, инженером, конструктором дирижаблей, работавшим у Цеппелина. Предложенные им формы стали классическими. Проводя эксперименты в аэродинамической трубе, Ярай обнаружил, что наиболее благоприятной с точки зрения аэродинамики является каплеобразная форма, но разрезанная пополам, с плоским днищем и небольшими закруглениями к верхней части. Ярай пошел дальше и разработал форму, соответствующую условиям движения четырехколесного экипажа по шоссе. Как писали эксперты по аэродинамике в те годы, Ярай фактически совместил кусок самолетного крыла, расположенный горизонтально, с обтекаемостью по бокам, наподобие корпуса дирижабля (рис. 48). Наверху этой «полукапли» располагался объем кабины, который соответствовал форме самолетного крыла, но поставленного вертикально. Революционным, чисто дизайнерским шагом было и решение убрать колеса внутрь обтекаемого объема кузова, без каких бы то ни было намеков на подножки. За счет этого увеличивался объем внутреннего пространства.


Однако форма кузова получилась слегка наивной. При габаритах обычного среднего лимузина автомобиль производил впечатление увеличенной игрушки, казался слишком узким, напоминая скорее


подводную лодку. Позднее на основе патента Ярая был создан солидный обтекаемый лимузин «Майбах SW-38». Время аэродинамики пришло^позже. По той же схеме — в нижней части кузова секция самолетного крыла, на нем, как на площадке, обтекаемый выступ кабины — уже в 1940—1950-х гг. строились гоночные автомобили.


Хотя проекты Ярая не были использованы в серийном производстве, они повлияли на развитие транспортных средств. Среди них: вагон электрички, дизельный поезд «Летучий гамбуржец» и аэровагон Ганса Крюкенберга 1930 г. (обтекаемый вагон с толкающим воздушным винтом, достигавший скорости 160 км/ч).


Во многих европейских странах в 1930-х гг. пересматриваются традиционные компоновки автомобилей. В Италии строится прототип нового такси вагонного типа, в Чехословакии Ганс Ледвинка создает обтекаемый автомобиль «Татра» с задним расположением двигателя. Фердинанд Порше проектирует обтекаемый народный автомобиль «Фольксваген». Продувка новых серийных моделей автомобилей в аэродинамической трубе превращается в обычную процедуру. Вместо угловатых, прямоугольных форм середины 1920-х гг. дизайнеры предлагают аэродинамичные, стремительные очертания.

Читать далее: 1 2



реклама