Мебель

Первые конкурсы на разработку массовой мебели для рабочих были объявлены в начале 1920-х гг. В журнале «Искусство и промышленность» в 1924 г. был опубликован ряд конкурсных проектов тяжеловесной, перегруженной декором и эмблематикой мебели.


В противоположность декоративной традиции конструктивисты развивали более функциональный и лаконичный подход. Они старались максимально облегчить мебель, стандартизовать ее конструктивные элементы, сделать ее компактной и многофункциональной (стул-стол, диван-кровать, обеденный стол и он же чертежный и т.д.). Под руководством В. Татлина во ВХУТЕИНе был создан даже «рессорный», т.е. консольный, стул из буковых брусьев, мягко пружинящий под человеком.


В 1929 г. по заданию Моссовета выпускник деревообрабатывающего факультета ВХУТЕИНа инженер-художник И. Лобов выполнил макет оборудования типовой комнаты, рассчитанной на семью из двух-трех человек1. В его проекте складные кровати отгораживались на ночь ширмой, откидные столы прикреплялись к стенам петлями, гардероб был задуман сезонным, в два яруса (вешалки с одеждой поднимались и опускались на блоках). Благодаря максимально экономному использованию площади и ширмам для зонирования пространства ему удалось одну комнату площадью 16,35 кв. м превращать из спальни в столовую, а затем — в рабочий кабинет.


Конечно, многие проекты унифицированной мебели выглядели сухо и аскетично. Но таковы были установки проектировщиков тех лет, изменивших акценты в работе художников: вместо отдельного предмета создавался комплекс, статика конструкции уступала динамике и трансформации, от украшения перешли к конструированию, вместо следования образцам занялись изучением потребностей и рынка.


В 1920—1930-х гг. возникает термин «минимальная жилая ячейка» — предельно малое по площади помещение с оборудованием, рассчитанным на одного человека. В условиях квартирного кризиса дизайнеры старались минимальными средствами организовать зонирование помещений, придумать компактное оборудование, а также рассказать как можно более широкой аудитории о своем опыте.


Примером может служить научно-популярный фильм «Как ты живешь» (1928, режиссер Г. Широков). Архитектор Г. Глушенко специально построил на кинофабрике Совкино интерьеры образцовой однокомнатной квартиры рабочего. Задача проекта и фильма — показать, как на небольшой площади рационально организовать функциональные жилые зоны: столовую, кабинет, спальню.


По сравнению со странами Запада российский дизайн имеет свою специфику.


Становление дизайна (конструктивизма и производственного искусства) как профессии совпало в России с двумя революциями. Первая — революция собственно политическая, вызвавшая изменение социальных установок искусства. Вторая — революция в искусстве, начавшаяся раньше первой и продолжавшаяся в течение целого десятилетия.


Политический переворот активизировал социальные, агитационные, демократические тенденции. В 1920-е гг. художники, выступая от имени новых потребителей — рабочих и крестьян, — сами формулировали себе задачи проектирования, включавшие и оформление массовых шествий и демонстраций, и фантастические проекты городов будущего. От художественного авангарда, порожденного второй революцией, дизайн воспринял как новизну художественного языка, так и собственно авангардную позицию по отношению к культуре прошлого. Отказ от стилизации, композиционная острота и динамизм, стерильность геометрических форм, преувеличенная конструктивность — таковы новые формальные ценности дизайнерской проектной культуры тех лет. Престиж профессии утверждался путем обнародования единичных новаторских, оригинальных проектов.


Однако новаторские по решению изделия, спроектированные дизайнерами высокой квалификации, почти всегда с трудом и многочисленными переделками доходили до массового производства. Как правило, этапные и интересные произведения дизайна существовали лишь в единственном экземпляре для демонстрации в качестве выставочного экспоната или образца для производства. Эти вещи могли лишь косвенно влиять на выпуск промышленной продукции — через модернизацию серийных изделий, развитие технической культуры проектирования.


Конструктивизм возвращается не только как история, но и как элемент современного стиля. В крохотных рекламных объявлениях из газеты «Экстра» и в больших уличных плакатах искушенный глаз лег-


ко узнает привычный для 1920-х гг. рубленый шрифт без засечек. Гарнитуру, получившую название «Родченко», сделал на основе шрифта обложек Родченко и плакатов братьев Стенбергов дизайнер Тагир Са-фаев из фирмы «Параграф».


Нередко повторяются как цитаты и рекламные плакаты 1920-х гг., среди них — плакат Родченко «Книги» 1925 г.

Читать далее: 1 2



реклама



Тэги: