История школы

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) создан декретом Совнаркома от 19 декабря 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных государственных художественных мастерских (возникших в 1918 г. на основе Училища живописи, ваяния и зодчества и Императорского Строгановского училища) с целью подготовки «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности» и педагогов для художественно-технического образования'.


К концу 1923 г. во ВХУТЕМАСе сложилась двухуровневая система подготовки (ректор скульптор Е. Равдель). Первые два года студенты всех специальностей изучали пропедевтические курсы на так называемом Основном отделении, после чего переходили на один из восьми факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий, керамический, текстильный, полиграфический (графический).


В эти годы на производственных факультетах — архфаке, дер- и метфаке — были заложены основы новаторских школ в области архитектуры и дизайна. Наиболее влиятельными были сформировавшиеся как течения в архитектуре рационализм (Н. Ладовский) и конструктивизм (А. Веснин), конструктивизм в дизайне и полиграфии (Эль Лисицкий, А. Родченко), школа В. Фаворского в графике, идеи функционализма и стандартизации (А. Филиппов на керфаке).


Большинство студентов обучалось на архитектурном, полиграфическом и живописном факультетах. Дерево- и металлообрабатывающий оставались малочисленными, но именно здесь впервые в России были опробованы новая методика преподавания и новые принципы проектирования, опирающиеся не на стилизацию, а на функциональные требования, учет культурной ситуации, промышленной технологии.


Разделение дизайнерской специализации по материалам — дереву и металлу — было связано с традициями подготовки художников прикладного искусства в России и условиями развития промышленности в те годы. Деревообрабатывающий факультет готовил мебельщиков и специалистов по малым деревянным архитектурным формам. Металлообрабатывающий — проектировщиков бытовых изделий, оборудования для учреждений и транспорта из металла. Над факультетами шефствовали соответствующие профсоюзы, перед которыми отчитывались деканы. Предполагалось, что профсоюзы будут направлять специалистов на работу по их профилю.


В 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт (ректор социолог П. Новицкий). В 1929 г. вышел в свет «Проспект ВХУТЕИНа» с подробной информацией о факультетах и публикацией наиболее интересных дипломных работ.


Выпускники производственных факультетов получали звание «инженер-художник» или «художник-технолог» с указанием специализации по отрасли промышленности (дерево- или металлообрабатывающей, текстильной, керамической, полиграфической).


На обратной стороне диплома, который получили в 1929 г. первые выпускники металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, шел текст: «Нам нужен не просто специалист, а особый тип нового специалиста, способного не только руководить производством и вести научно-исследовательскую работу на основе последних завоеваний науки и техники, но и способного быть организатором и руководителем творческой инициативы масс».



реклама