Быт и городской дизайн

В довоенных художественных фильмах часть действия обязательно происходила на улицах, в основном летом, чтобы показать, насколько прекрасен облик социалистических городов, насколько они удобны для жизни. Городская среда в идеале представлялась парком — с белыми деревянными эстрадами и беседками в форме классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом.


Желание городских властей благоустроить город реализовалось архитекторами и дизайнерами в серии проектов летних кафе с балюстрадами и навесами, отдельных образцовых проектах торговых киос-


ков. Проектирование летних кафе требовало известной изобретательности, поскольку оборудование должно было быть легким, складируемым, дешевым.


Как дизайнерские произведения уживались в перенасыщенной декоративными и изобразительными элементами среде — показывают выставки второй половины 1930-х гг. Прежде всего речь идет о тщательно готовившихся экспозициях на международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), для которых создавались дорогостоящие павильоны со скульптурой на крыше — «Рабочий и Колхозница», «Рабочий со Звездой». Внутренняя отделка включала все виды изобразительного и прикладного искусства: роспись стен, витражи, мозаику, лепные барельефы, гигантские фотопанно, скульптуру, керамические вазы и т.д. Здесь, так же как в Париже в 1925 г., было своего рода единство экспозиции. Однако задача была другой — не столько показать демократический функциональный срез жизни, сколько поразить воображение богатством и мощью. Вкрапления техники в этих экспозициях имели уже меньшее значение, чем собственно сам фасад. По тому же пути развивалось и оформление главной экспозиции страны — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 г. и претерпевшей за свою историю несколько трансформаций.


Молодежная мода 1930-х гг. складывалась под влиянием спортивных парадов, спартакиад и физкультурного комплекса зачетов на значок «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).


Несмотря на очевидные достижения в создании уникальных объектов, профессия дизайнера в 1930-е гг. развивалась как бы в скрытой форме. Стране были известны имена актеров, писателей, ученых, изобретателей, летчиков, иногда — художников и архитекторов, в то время как дизайнеры оставались в тени. Они не имели собственной профессиональной организации по типу Союза художников, композиторов или писателей. Если в 1920-е гг. существовали неформальные объединения («Группа конструктивистов», Левый фронт искусства, «Октябрь», частично дизайнеры сотрудничали с объединением архитекторов «ОСА»), члены которых создавали оригинальные проекты, вырабатывали направления развития дизайна, то в следующее десятилетие дизайнеры оказались распылены и вынуждены были специализироваться по отдельным отраслям промышленности.



реклама