У истоков функционализма Модернизм

Содержание раздела

  • От экспрессионизма - к дисциплине форм
    В начале XX в. в Европе существовали четыре крупных центра нового стиля: Франция, Германия, Россия и Голландия. Но лишь в России и Германии возникли совершенно новые типы учебных заведений — школы универсального дизайнерского профиля с оригинальными и в чем-то похожими принципами построения учебных программ.
  • Дессау: институт промышленного дизайна
    После победы правых на выборах в Тюрингии финансирование «Баухауза» резко сократилось. К 1924 г. благодаря выставкам и публикациям работы студентов получили известность, школа имела прекрасную репутацию, и многие города были готовы ее принять. Гропиус нашел благоприятные условия в Дессау, где в то время у власти находились социал-демократы. В жизни школы начался второй этап. С этого момента архитектура начинает играть центральную роль в концепции школы, открывается отделение архитектуры (1927).
  • История школы
    ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) создан декретом Совнаркома от 19 декабря 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных государственных художественных мастерских (возникших в 1918 г. на основе Училища живописи, ваяния и зодчества и Императорского Строгановского училища) с целью подготовки «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности» и педагогов для художественно-технического образования'.
  • Пропедевтические курсы
    На Основном отделении студенты всех факультетов проходили пропедевтические курсы, включавшие дисциплины «Объем», «Простран-
  • Проектирование как профилирующая дисциплина
    Профилирующей дисциплиной на дерево- и металлообрабатывающем факультетах было проектирование.
  • Культура вещи и культура материала
    С приходом Владимира Татлина на деревообрабатывающий факультет (1928) возник новый предмет — «Культура материала». В его лаборатории по изучению эстетических свойств материалов студенты выполняли отвлеченные композиции-скульптуры (сегодня мы бы назвали их «ассамбляжи» или «инсталляции», т.е. сложносоставные комбинации из фрагментов и обрезков разных материалов и частей предметов) из сочетаний стекла, дерева, металла, проволоки и т.д. Вторая часть упражнений — проектирование вещей с учетом эстетического сопоставления фактур. «При создании вещи художник вооружается палитрой различных материалов, которыми действует, основываясь на их свойствах. Здесь учитывается цвет, фактура, плотность, эластичность, вес, прочность»2, — комментировал Татлин в 1929 г. проекты своих студентов. Базой для этих упражнений послужили «контррельефы» самого Татлина, выполненные им еще в 1915 г., выразительность которых определялась контрастными соотношениями фактур, цвета и форм реальных материалов.
  • Экспозиция
    Советский раздел Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности, проходившей в 1925 г. в Париже, размещался в нескольких павильонах. Экспозиции, посвященные декоративно-прикладному искусству, полиграфии, рекламе, архитектуре, театру и художественному образованию, располагались в Гран-Пале (это здание с ажурным металлическим перекрытием было построено в 1900 г. к Всемирной выставке). Интерьеры демонстрировались в отдельной галерее на эспланаде Дома инвалидов. Кустарные промыслы, книги Государственного издательства и товары Госторга — в павильоне, построенном по проекту Константина Мельникова. Отдельно у набережной располагались 12 уличных киосков, спроектированных Мельниковым и оформленных Александрой Экстер.
  • Одежда и ткань
    Конструктивистские ткани висели по бокам входа в советский раздел в Гран-Пале. В 1924 г. две художницы-производственницы, Варвара Степанова и Любовь Попова, откликнулись на обращение 1-й ситценабивной фабрики в Москве к художникам. Они предполагали не только проектировать рисунки для набивных тканей, но и обсуждать производственные планы, оформлять магазин, сотрудничать с модными журналами, а также наблюдать за ходом производства. Производственники не представляли себе ткани вне костюма, вне той области, для которой ткань предназначалась.
  • Графический дизайн, реклама и торговля
    Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства.
  • Мебель
    Первые конкурсы на разработку массовой мебели для рабочих были объявлены в начале 1920-х гг. В журнале «Искусство и промышленность» в 1924 г. был опубликован ряд конкурсных проектов тяжеловесной, перегруженной декором и эмблематикой мебели.
  • От кубизма - к функционализму
    Стиль 1930-х гг. в европейском дизайне и архитектуре иногда определяют словом «точность», имея в виду соединение простоты, изящества формы и технически совершенного исполнения1. Действительно, в произведениях дизайна этого периода — рафинированной и утонченной по формам фарфоровой посуде Эббе Салолин, зданиях Ша-роуна или кресле «Барселона» Мис ван дер Роэ, фотографиях моды Джорджа Хойнингена-Хюне для журнала «Vogue» — доминируют чистые линии, стремление к максимальной законченности, своеобразный классицизм. Такое же ощущение совершенства красоты есть и в бездекоративных столовых приборах из металла, и в корпусах автомобилей, и в форме самолетов. Этот элитный стиль дизайна был частью общего стилистического направления, получившего название «ар деко».
  • Промышленный дизайн
    Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же заказал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижного состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Па-кон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорожных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны.
  • Пионеры обтекаемых форм
    В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обтекаемость становится основным признаком современности.
  • Дизайн и общество
    Сложившаяся в 1920-е гг. сфера дизайна претерпела изменения. К предметной среде предъявлялись высокие идеологические требования — она должна была воспитывать классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущение радости и приподнятости, т.е. выполнять агитационно-политические функции. Требования эти стали реа-лизовываться на основе классического наследия ордерной архитектуры и орнаментики.
  • На переломе стиля
    В начале 1930-х гг. завершалось строительство некоторых зданий по проектам 1920-х гг. В это время в дизайне еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструктивизма, основанная на обыгрывании простой геометрии, структурности, контрастных соотношений цветов и фактур. Пример такого рода — оборудование для здания редакционного и полиграфического комбината газеты «Правда», построенного по проекту П.А. Голосова к 1934 г.
  • Метро
    В 1930-е гг. разрабатывалось несколько крупных проектов, к которым привлекались многие художники, архитекторы, оформители и дизайнеры. Прежде всего это строительство Московского метрополитена, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проектирование Дворца Советов.
  • Транспортный дизайн и аэродинамика
    Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик
  • Уникальные объекты: «Максим Горький» и ОСГА-25
    В 1934 г. газеты опубликовали призыв писателей материально помочь строительству гигантского агитсамолета «Максим Горький». Гонорары и сбережения предлагалось перечислять на специальный счет.
  • Быт и городской дизайн
    В довоенных художественных фильмах часть действия обязательно происходила на улицах, в основном летом, чтобы показать, насколько прекрасен облик социалистических городов, насколько они удобны для жизни. Городская среда в идеале представлялась парком — с белыми деревянными эстрадами и беседками в форме классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом.


реклама