Первое поколение дизайнеров - чародеи формы

Артур Пулос, один из ведущих историков дизайна, считает, что дизайн — неотъемлемая часть американского образа жизни. «Соединенные Штаты стали первой спроектированной нацией. Они явились на свет в результате последовательности действий людей, которые вычленяли проблему, а затем решали ее к обшей выгоде. Америка не взялась неизвестно откуда — она была спроектирована»1.


Знаменитый принцип архитектуры и дизайна «Форма следует функции» был сформулирован в 1900-х гг. Луисом Генри Салливе-ном — лидером Чикагской школы. Проектируя новые универмаги в Чикаго, он обратил внимание на выразительность конструктивного каркаса здания, который обычно закрывался декоративным фасадом в духе исторических стилей. Салливен заявил, что формы здания должны быть органически связаны с его структурой и внутренней планировкой.


В мастерской Салливена начинал свою творческую карьеру Фрэнк Ллойд Райт — один из величайших американских архитекторов. От Салливена он перенял стремление к органике (создав в дальнейшем особое направление — «органическую архитектуру»), чувство пространства, творческую независимость. Да и сам лозунг «Форма следует функции» на деле оказался не так прост: функции вещей могут быть не


только утилитарными, но и информационными, культурными, знаковыми, символическими, технологическими, даже познавательными.


Философия Райта воплотилась в его концепции идеального дома под названием «Талиесин»1 (правда, этот идеальный дом, построенный архитектором для себя, дважды горел и оба раза отстраивался заново) и в таких известных постройках, как Дом у Медвежьего ручья (1936) и нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхейма (1943—1946). Дом у Медвежьего ручья органично вписан в ландшафт. Формы здания развиваются во всех направлениях, включая в свою композицию ручей, скалы и деревья. Дом выстроен по свободному плану, внутренние помещения как бы перетекают одно в другое. Райт был сторонником единых пространств (в том числе и для офисов), которые он членил на зоны с помощью металлической мебели и невысоких перегородок. Формула архитектуры и дизайна у Райта проста — это торжество воображения над материалами, методами и человеком.


Одним из истоков американского дизайна была реклама. Рекламные компании в США уже в начале XIX в. торговали печатными площадями в газетах, журналах, на уличных щитах. В 1920-х гг. художники-графики по заказу рекламных агентств создавали для рекламируемых товаров более привлекательную, «облагороженную» внешность. Представители первого поколения американских дизайнеров — Лоуи, Дрейфус, Тиг и Геддесс — были в прошлом художниками рекламы, декораторами, иллюстраторами моды.


Реймонд Лоуи, один из самых удачливых дизайнеров Америки, приехал в Нью-Йорк из Парижа в 1919 г. Оформлял витрины магазинов, рисовал для журнала «Харперс». В 1929 г. его назначили арт-ди-ректором электрической компании «Вестингауз», вскоре он открыл собственную фирму. Его ставшая классической работа 1929 г. — переделка дупликатора (небольшой печатной машины) для фирмы Гестет-нера. Лоуи закрыл кожухом металлический каркас машины, добавил ящик для бумаги и канцелярских принадлежностей. Машина стала удобнее и безопаснее в эксплуатации, а ее форма — более компактной и плавной. Многие работы Лоуи получили мировую известность, среди них: упаковка для сигарет «Lucky Strike* с двухсторонней этикеткой, лаконичный логотип компании «Shell», внешний облик между-


городнего автобуса и даже интерьер «Skylab». Лоуи создавал имидж американского образа жизни. И одновременно — имидж дизайнера как специалиста, которому подвластны красота и удобство всех вещей, окружающих человека.


В 1934 г. в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) на выставке «Современное промышленное искусство» демонстрировался фрагмент идеального дизайнерского бюро. Лоуи играл роль «живого» экспоната. Мягкий свет, белые стены, блестящие металлические накладные элементы, как в кабине космического корабля, стремительно обтекаемая мебель и столь же стремительно обтекаемая модель автомобиля на вращающейся стойке (рис. 54)'. Фактически Лоуи превратил ар деко в коммерчески-массовый стиль — с характерными сочетаниями ровных, качественно выполненных поверхностей из крашеного металла


или бакелита с накладными блестящими хромированными деталями. Вещи обретали дорогой, стильный, престижный облик.


Вначале 1930-х гг. дизайнеров считали национальными героями, способствовавшими выходу страны из кризиса, чародеями, творящими красоту. В 1934 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил выставку «Машинное искусство», на которой наряду с шарикоподшипниками или многожильным стальным тросом для подвесного моста демонстрировались бытовые вещи и произведения авангардного искусства. Эстетика вещи, техники и авангард приравнивались друг к другу.


Дизайн обеспечивал устойчивый спрос на бытовые изделия. Как подметил К.М. Кантор, «покупая на рынке товар, человек покупает не только вещь для удовлетворения своей потребности, он как бы занимается самопроизводством себя, собирает себя «по частям», иден-



Рис. 54


Р. Лоуи в дизайн-бюро. Имитация дизайн-бюро была выстроена в качестве действующего экспоната на выставке современного промышленного искусства в музее «Метрополитен». 1934


тифицируется с той общественной ролью, которую он играет»1. Это более всего относится к американской модели дизайна. Ее патриарх и создатель Лоуи говорил, что обвинять дизайнеров в вульгарности, дешевке — Неправомерно, поскольку из всей массы покупателей лишь несколько процентов умеют ценить простую, красивую, функциональную вещь. Ориентация лишь на этот сегмент рынка приведет к тому, что будут выпускаться вещи, не находящие сбыта, тысячи рабочих окажутся безработными2. Это соображение касается феномена американского массового коммерческого дизайна, получившего в литературе название «стайлинг».


Историки дизайна определяют стайлинг как поверхностное изменение формы, не затрагивающее внутреннее устройство. Цель стайлинга — игнорировать или усилить соотношение внешней формы и функции. В широком смысле стайлинг включает все направления формообразования в дизайне.


Основной тезис книги Лоуи «Не останавливайся на хорошем» («Never Leave Well Enough Alone») с подзаголовком «Личный опыт промышленного дизайнера от губной помады до локомотива» — уродливое не продается. Суть коммерческого дизайна в сочетании реальных и выдуманных удобств, понимании психологии покупателя, который с радостью примет новые, еще не испытанные функции и приятные для глаза формы.


В отечественной литературе стайлинг критиковали за неправдивость формы. Да, это явление — часть товарной эстетики, но одновременно оно связано со знаковым выражением функции, сложностью взаимоотношения формы с образным и символическим началом в предметном творчестве. Стайлинг «несет в себе программу возможных изменений формы, свободу выбора по отношению к одной и той же функции. В некоторых отраслях промышленности без стайлинга вообще трудно обойтись — при изготовлении часов, радиоприемников, при создании систем аттракционов, игровых автоматов и т.д.»3.


В эволюции американского дизайна XX в. американский критик дизайна Г. Джексон выстроил пять рядов стилизации форм (рис. 55): ступенчатый (характерный для небоскребов 1920—1930-х гг., близкий



Рис. 55


Г. Джексон. Тенденции американского стайлинга. Таблица формально-композиционных признаков направлений. 1962


формам ар деко), аэродинамический, конусный (все вещи имеют трапециевидные формы, сужаются к задней стенке), ящичный (стиль проборов из физических лабораторий), скульптурный (пластика поверхностей сложной кривизны). Все эти «стили» трансформировались в самостоятельные композиционно-образные системы, применявшиеся независимо от их уместности и превратившиеся в штампы дизайнерского формообразования.


Новации Лоуи сложились под влиянием творчества Норманна Белла Геддеса — пионера обтекаемых форм. Геддес начинал как сценограф ______ (на его счету более 200



Рис. 56


Н.Б. Геддес. Проект гигантского гидросамолета. 1929


спектаклей, в том числе и в «Метрополитен-Опера»), оформлял витрины универмагов, рассматривая их как театральные


декорации. В 1932 г. он выпустил книгу «Горизонты», в которой поместил перспективные про-дугородний двухэтажный


екты транспортных средств будущего: междугородний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гигантский гидросамолет для полетов над океаном (рис. 56). Все они имели обтекаемую каплеобразную форму.


Источником подобных форм для Геддеса стало творчество немецкого архитектора Эриха Мендельсона, с которым он был знаком лично. В 1921 г. Мендельсон выстроил в Потсдаме здание обсерватории с астрофизической лабораторией, получившее название «Башня Эйнштейна». Кажется, что ветры сгладили его формы, придав им причудливую пластику. Геддес воспринял это здание, равно как и другие проекты архитекторов, входивших в немецкую группу «Стеклянная цепь», как предвестие стиля будущего и старался убедить в этом художников и промышленников. Он консультировал проект обтекаемого автомобиля «Chrysler Airflow* 1934 г. («Крайслер обтекаемый»). Хотя эта модель, усиленно рекламируемая как современная, удобная и просторная, не имела коммерческого успеха, но аэродинамика уже входила в моду. Даже на холодильниках и радиоприемниках появляются скругленные углы и горизонтальные полоски, напоминающие о скорости.


В 1939/40 г. в Нью-Йорке состоялась Всемирная выставка. В павильоне «Дженерал моторе» со сглаженными формами, спроектированном Геддесом, размещалась его же «Футурама»: грандиозный макет Манхэт-тена с развязками автомобильных дорог и скругленными башнями. В выставке участвовали и два других представителя первого поколения американских дизайнеров: Вальтер Тиг был членом Дизайнерского совета выставки, Генри Дрейфус проектировал павильон «Демократия».


Перед вступлением США во Вторую мировую войну Эллиотт Ной-ес, в будущем главный дизайнер компании IBM, а тогда заведующий отделом дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке, организовал конкурс «Органический дизайн в домашней мебели». В нем участвовали многие известные художники. Первый приз получили Чарлз Имс за серию стульев из гнутой фанеры и Эро Сааринен — за ламинированные стулья. Выставка стала предвестием стиля 1950-х гг.

Читать далее: 1 2 3 4



реклама


Совершить ввод денег на киви кошелек возможен через кассу в течении 24 часов.