Первое поколение дизайнеров - чародеи формы

В отечественной литературе стайлинг критиковали за неправдивость формы. Да, это явление — часть товарной эстетики, но одновременно оно связано со знаковым выражением функции, сложностью взаимоотношения формы с образным и символическим началом в предметном творчестве. Стайлинг «несет в себе программу возможных изменений формы, свободу выбора по отношению к одной и той же функции. В некоторых отраслях промышленности без стайлинга вообще трудно обойтись — при изготовлении часов, радиоприемников, при создании систем аттракционов, игровых автоматов и т.д.»3.


В эволюции американского дизайна XX в. американский критик дизайна Г. Джексон выстроил пять рядов стилизации форм (рис. 55): ступенчатый (характерный для небоскребов 1920—1930-х гг., близкий



Рис. 55


Г. Джексон. Тенденции американского стайлинга. Таблица формально-композиционных признаков направлений. 1962


формам ар деко), аэродинамический, конусный (все вещи имеют трапециевидные формы, сужаются к задней стенке), ящичный (стиль проборов из физических лабораторий), скульптурный (пластика поверхностей сложной кривизны). Все эти «стили» трансформировались в самостоятельные композиционно-образные системы, применявшиеся независимо от их уместности и превратившиеся в штампы дизайнерского формообразования.


Новации Лоуи сложились под влиянием творчества Норманна Белла Геддеса — пионера обтекаемых форм. Геддес начинал как сценограф ______ (на его счету более 200



Рис. 56


Н.Б. Геддес. Проект гигантского гидросамолета. 1929


спектаклей, в том числе и в «Метрополитен-Опера»), оформлял витрины универмагов, рассматривая их как театральные


декорации. В 1932 г. он выпустил книгу «Горизонты», в которой поместил перспективные про-дугородний двухэтажный


екты транспортных средств будущего: междугородний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гигантский гидросамолет для полетов над океаном (рис. 56). Все они имели обтекаемую каплеобразную форму.


Источником подобных форм для Геддеса стало творчество немецкого архитектора Эриха Мендельсона, с которым он был знаком лично. В 1921 г. Мендельсон выстроил в Потсдаме здание обсерватории с астрофизической лабораторией, получившее название «Башня Эйнштейна». Кажется, что ветры сгладили его формы, придав им причудливую пластику. Геддес воспринял это здание, равно как и другие проекты архитекторов, входивших в немецкую группу «Стеклянная цепь», как предвестие стиля будущего и старался убедить в этом художников и промышленников. Он консультировал проект обтекаемого автомобиля «Chrysler Airflow* 1934 г. («Крайслер обтекаемый»). Хотя эта модель, усиленно рекламируемая как современная, удобная и просторная, не имела коммерческого успеха, но аэродинамика уже входила в моду. Даже на холодильниках и радиоприемниках появляются скругленные углы и горизонтальные полоски, напоминающие о скорости.

Читать далее: 1 2 3 4



реклама