Первое поколение дизайнеров - чародеи формы

городнего автобуса и даже интерьер «Skylab». Лоуи создавал имидж американского образа жизни. И одновременно — имидж дизайнера как специалиста, которому подвластны красота и удобство всех вещей, окружающих человека.


В 1934 г. в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) на выставке «Современное промышленное искусство» демонстрировался фрагмент идеального дизайнерского бюро. Лоуи играл роль «живого» экспоната. Мягкий свет, белые стены, блестящие металлические накладные элементы, как в кабине космического корабля, стремительно обтекаемая мебель и столь же стремительно обтекаемая модель автомобиля на вращающейся стойке (рис. 54)'. Фактически Лоуи превратил ар деко в коммерчески-массовый стиль — с характерными сочетаниями ровных, качественно выполненных поверхностей из крашеного металла


или бакелита с накладными блестящими хромированными деталями. Вещи обретали дорогой, стильный, престижный облик.


Вначале 1930-х гг. дизайнеров считали национальными героями, способствовавшими выходу страны из кризиса, чародеями, творящими красоту. В 1934 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил выставку «Машинное искусство», на которой наряду с шарикоподшипниками или многожильным стальным тросом для подвесного моста демонстрировались бытовые вещи и произведения авангардного искусства. Эстетика вещи, техники и авангард приравнивались друг к другу.


Дизайн обеспечивал устойчивый спрос на бытовые изделия. Как подметил К.М. Кантор, «покупая на рынке товар, человек покупает не только вещь для удовлетворения своей потребности, он как бы занимается самопроизводством себя, собирает себя «по частям», иден-



Рис. 54


Р. Лоуи в дизайн-бюро. Имитация дизайн-бюро была выстроена в качестве действующего экспоната на выставке современного промышленного искусства в музее «Метрополитен». 1934


тифицируется с той общественной ролью, которую он играет»1. Это более всего относится к американской модели дизайна. Ее патриарх и создатель Лоуи говорил, что обвинять дизайнеров в вульгарности, дешевке — Неправомерно, поскольку из всей массы покупателей лишь несколько процентов умеют ценить простую, красивую, функциональную вещь. Ориентация лишь на этот сегмент рынка приведет к тому, что будут выпускаться вещи, не находящие сбыта, тысячи рабочих окажутся безработными2. Это соображение касается феномена американского массового коммерческого дизайна, получившего в литературе название «стайлинг».


Историки дизайна определяют стайлинг как поверхностное изменение формы, не затрагивающее внутреннее устройство. Цель стайлинга — игнорировать или усилить соотношение внешней формы и функции. В широком смысле стайлинг включает все направления формообразования в дизайне.


Основной тезис книги Лоуи «Не останавливайся на хорошем» («Never Leave Well Enough Alone») с подзаголовком «Личный опыт промышленного дизайнера от губной помады до локомотива» — уродливое не продается. Суть коммерческого дизайна в сочетании реальных и выдуманных удобств, понимании психологии покупателя, который с радостью примет новые, еще не испытанные функции и приятные для глаза формы.

Читать далее: 1 2 3 4



реклама