Музей дизайна

Недалеко от моста Тауэр в Лондоне в простом прямоугольном белом здании, напоминающем об архитектонах Малевича или постройках голландской группы «Де Стиль», расположен Музей дизайна. Он открылся в 1989 г. в перестроенном здании склада на Батлерской пристани Доклеила — бывшего района доков и торговых складов, тянувшихся на многие километры вниз по течению Темзы. По проекту предполагалось создать здесь новый район с развитыми общественными и культурными функциями при сохранении характера застройки и фасада набережной.


«Сэр Теренс Конран (руководитель всех проектных разработок в этом районе. — А.Л.) справедливо замечает, что идея смешения функций вовсе не является современным феноменом, как считают архитекторы и планировщики, на самом деле она лишь следует образцу любого европейского городка»1.


В экспозиции музея сочетается несколько подходов: исторический (эволюция бытовых вещей на рубеже XIX—XX вв.), стилевой (стили XX в. — от модерна до авангарда и постмодерна) и проектный (раскрыт процесс создания вещи). Можно посидеть на стульях, выпущенных по проектам Макинтоша или Ритфелда итальянской фирмой «Кассина». Можно проверить, насколько удобны новые ручки у щеток для одежды или обуви. Экспозиция раскрывает подходы дизайнера: учет эргономики и возможностей современной технологии, использование в бытовых вещах передовых технических решений.


О том, что приемы конструирования и понимание рациональности, мобильности, трансформации вещи составляют сквозные, универсальные для дизайна принципы, свидетельствует история создания складной детской коляски. Бывший авиационный инженер Оуэн Макларен, выйдя на пенсию и занимаясь внуками, решил облегчить поездки с детьми в общественном транспорте. Детская коляска его конструкции состояла из складной рамы на шарнирах и двойных колес, по типу самолетных, вместо жесткого корпуса — сиденье под крышей из тентовой ткани.


В современном дизайне особое внимание уделяется экологической тематике. Новый дизайн-проект веши имеет шанс получить признание, награду лишь втом случае, если детали, из которых она состоит, могут быть переработаны или использованы вторично хотя бы на 30%. Не менее важны проблемы, связанные с повторным использованием отходов и мусора. Например, на отдельном стенде Музея дизайна представлен процесс превращения полос вышедших из употребления жалюзи в линейки с различной графикой.



реклама