Искусство, наука и технология как источник идей и форм в дизайне

В 1995 г. отдел дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку с необычным названием: «Материалы-мутанты в современном дизайне». Среди экспонатов преобладали серийные изделия, выполненные из новых материалов или новых комбинаций уже известных материалов — металла, пластика, дерева.


Пример предельно простой и в то же время оригинальной и работоспособной конструкции — универсальный контейнер из полиэтилена высокого давления, созданный Сэнфордом Редмондом. При сдавливании в средней части емкость разрывается, и содержимое легко можно выдавить. Такой контейнер удобен для фасовки лекарств и одноразовых инъекций, пищи для космонавтов в условиях невесомости. В числе других экспонатов: сваренные ультразвуком рюмки из акрилового стекла, беспроводная мышь фирмы «Logitech», роликовые коньки, в которых несущим элементом конструкции служит ботинок из композитных материалов, пустотелая мачта современной яхты, выполненная из углепластика. Встречались и совсем непривычные для художественного музея вещи. Например, гидрокостюм из не-опрена с нейлоновыми трикотажными вставками и специальными кольцами жесткости. Действительно, новые технологии способны породить новый дизайн, новую стилистику. И одновременно современная технология позволяет осуществить самые дерзкие замыслы художников.


Несмотря на то что изданная в США в 1984 г. книга В. Папанека «Дизайн для реального мира» появилась на русском языке спустя 20 лет, она до сих пор актуальна в понимании дизайна как деятельности, опирающейся на здравый смысл и реальные гуманистические цен-


ности. «Мы начинаем понимать, что основная задача нашего общества заключается уже не в производстве товаров. Делая выбор, мы должны теперь задаваться вопросом "насколько полезно?", а не просто "сколько?". <...> Нравственные, эстетические и этические ценности будут меняться вместе с ситуациями, к которым они применяются. Может быть, мы все еще считаем, что религия, секс, нравственность, структура семьи или медицинские исследования далеки от дизайна? Но расстояние между ними быстро сокращается. Дизайнер может и должен быть полностью вовлечен в круговорот этих изменений»1.

Читать далее: 1 2 3



реклама