Искусство, наука и технология как источник идей и форм в дизайне

На заре XX в. в искусстве доминировали криволинейные контуры модерна. Век спустя сложная кривизна поверхности повторилась в


разработках главного дизайнера компании «Арр1е» (с 1992 г.) Джонатана Ива. Он ввел в моду «ледяной», прозрачный тип корпусов компьютеров. Тогда же родилась идея сделать прозрачные окошки или части корпуса и в других элементах компьютерной системы. Подобное окно в виде яблока появилось и на поверхности мыши. «Через логотип "Apple" вы видите всю эту мышиную фабрику в действии. Это довольно интригующее зрелище»1. В 1998 г. на презентации моноблока «iMac» с прозрачной задней стенкой корпуса поклонники «Арр1е» могли увидеть и новый ноутбук. С непривычки он напоминал микросхему, залитую желе. Мода на такие решения охватила и другие электронные изделия — от мобильных телефонов и коробок компакт-дисков до принтеров и сканеров.


В 1990-х гг. в число приоритетных направлений входит дизайн, связанный с индустрией отдыха и спорта, прежде всего с производством обуви и одежды. В дизайн-бюро фирмы «Nikes» разрабатывается до 10 тыс. проектов в год, из них более 300 — обуви. Здесь же был создан и проект Центра спортивной обуви, открывшегося в Нью-Йорке в 1996 г. В нем выставлены модели обуви для различных видов спорта, а благодаря компьютерным программам можно точно подобрать обувь по размеру, характеристикам, стилю. Подобные центры предполагалось построить в Лондоне, Париже, Берлине и Токио2.


Путешествия — также часть новой стратегии дизайна. Так, в мае 2001 г. в залах ожидания Нью-Йоркского аэропорта им. Джона Кеннеди вместо привычных реклам сигарет пассажиров ожидала видеоинсталляция на тему путешествий, созданная в архитектурной студии «Diller+Scofidio». Дизайн-студия «Machine Graphics* предложила своему заказчику — компании «American Tourister» — новую экипировку для туристов на 2001 г. В качестве дополнения к жакетам и жилеткам со множеством карманов, удобной одежде для путешествий, предлагались выпущенные в ограниченном количестве костюмы, навеянные фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». В этих костюмах использованы достижения космической эпохи: антистатическая и антимикробная ткань, сохраняющая температурный режим тела. Дизайн-студия помогла сформировать новый имидж туриста, предложив более высокий уровень удобства в путешествии.


Американский технический, инженерный дизайн всегда славился своей реалистичностью, работоспособностью, долговечностью. Таков, например, знаменитый армейский джип конца 1930-х гг., облик которого воссоздали в модели «Крайслера» конца 1990-х.


К числу принципиально беспрототипных изделий, опирающихся на оригинальные инженерно-технические и дизайнерские разработки, относится созданный Дином Кейманом в 2001 г. двухколесный роллер «Джинджер» — средство передвижения XXI в. Он сохраняет вертикальное положение при помощи нескольких гироскопов и приводится в движение электромоторами, достигая скорости 20 км/ч. В условиях скученности и пробок на улицах современных городов такой транспорт незаменим. Архитекторы уже включают в планировку новых районов специальные роллерные дорожки.

Читать далее: 1 2 3



реклама