Филипп Старк и его философия дизайна

Филипп Старк — один из наиболее влиятельных современных дизайнеров. Среди его проектов — приемная в стиле хай-тек в Елисейском дворце, выполненная в 1992 г. по заказу президента Франции Франсуа Миттерана, и модный Royalton Hotel в Нью-Йорке, ставший образцом для гостиниц такого класса.


Отец Старка — скромный авиационный инженер, принимавший участие «в грандиозном и непрекращающемся приключении французского авиастроения», и его сын, по собственному признанию, «обязан всем духу и гению французского инженерного дела»2. Старк не получил специального дизайнерского образования. Его взгляды на дизайн сформировались благодаря жизненному опыту, постоянному рисованию всевозможных устройств, изучению архитектуры. Первый складной стул «Франческа» он спроектировал в 1968 г. В 1969-м он стал арт-директором у Пьера Кардена. Созданный им в 1985 г. для кафе «Costes» трехногий стул произвел настоящую сенсацию, было продано 400 тыс. экземпляров. Идею этого популярного стула Старк шутливо объяснял тем, что хотел облегчить жизнь официантам, которые все время цепляются за ножки стульев, разнося напитки и блюда.


Старк проектирует отдельные модные изделия для итальянской фирмы «Алесси», оригинальную зубную щетку, оправу для очков, в которой конструкция шарнира позаимствована у ключицы, соковыжималку для цитрусовых, похожую на модель инопланетного корабля. Он создает вещи, которые, кажется, появились из мира научной фантастики. Вдобавок эти изделия имеют неожиданные имена: стулья «Dr. No», «Lord Yo» и «Dr. Glob», радиоприемники «La-la-la» или «Моа-moa», щетка* «Excalibur», мотороллер «Lama», электрический чайник «Hot Bertaa».


Стул «WW» — нечто антропоморфное на трех ногах, напоминающее корни растения, — был создан для немецкого кинорежиссера Ви-ма Вендерса как опора во время работы, стоя перед столом.


В середине 1990-х гг., занимая пост арт-директора электротехнической корпорации ТСЕ («Thomson Consumer Electronic*), Старк в течение четырех лет фактически сформировал ее новый имидж, сменив не только продукцию, но и название («Thomson Multimedia*). Был предложен и новый девиз компании: «Томсон: от технологии к любви». Старк считает, .что технология — это лишь средство создания дружелюбных, хороших, надежных вещей-партнеров1.


Мир будущего он видит вообще без вещей, процессы будут осуществляться и вызываться при помощи мысли или слова. Все средства коммуникации окажутся частью телесной оболочки. Люди перестанут путешествовать. Профессия декоратора превратится в программиста образов. Средства транспорта сократятся, дороги вновь станут тропами. Города уже не будут центрами активности, местами демонстрации власти и силы2.


Как справедливо заметил Григорий Резвин, Старк производит не столько вещи, сколько идеологию. Все его вещи — иные, они привлекают внимание, стараются стать единственной темой для разговоров, это не столько вещи, сколько вопросы, которыми подвергается сомнению правомерность существования других, традиционных, «не-старковских» вещей. В какую бы страну ни приехала выставка «возмутительных» предметов Старка, она вызывает здоровое беспокойство, способствуя тем самым развитию качественного дизайна3.


Исследователи отмечают общую тенденцию- дематериализации предметов, которые, исчезая, начинают более ярко играть свою не только функциональную, но и символическую роль.


«Все, что дешево, легко, прозрачно и может быть многократно воспроизведено, для меня образец современной элегантности. Чем меньше в предмете материального — тем больше в нем человеческого» — таковы формулы Старка4. Светильник становится воплощением идеи и принципа света, стул — идеи опоры, подчас почти незаметной.


На развитие французского дизайна значительное влияние оказала философия, в частности философские идеи Феликса Гаттари на тему «Машина и структура»3. Гаттари исследует эволюцию машин, поглощение старых более совершенными моделями, включая при этом в понятие машины даже научные теории. Другой философ и культуролог — Ролан Барт — анализировал феномен популярности одной из знаменитых моделей «Ситроена DS-19». И все же, несмотря на высочайший уровень современной французской философии, на то, что здесь родилась и развивалась оригинальная концепция семиологии и передачи знаковых сообщений через формы вещей, эти идеи часто более глубоко воспринимаются дизайном других стран, таких, как Италия и США.

Читать далее: 1 2



реклама



Тэги: