Дизайн в государственной системе

Постановлением Совета министров СССР 1962 г. предписывалось создать художественно-конструкторские подразделения в машиностроении и производстве бытовых изделий. Каждое предприятие было обязано иметь товарный знак. Дизайн стал развиваться на государственной основе, превратившись в часть общегосударственного планирования. Для разработки и внедрения методов художественного конструирования, определения требований дизайна к изделиям был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)с восемью филиалами — в Ленинграде, Вильнюсе. Харькове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване, Хабаровске.


В то время термин «художественное конструирование» обозначал дизайнерскую практику и метод, термин «техническая эстетика» — научные исследования в дизайне. Изучение истории и теории дизайна, создание методик проектирования, определение потребительских требований к изделиям, психофизиология и эргономика были лидирующими направлениями в деятельности института на протяжении почти 30 лет. «Необходим был синтез знаний, соотнесенный со спецификой проектной деятельности в дизайне», — писал директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьев [Соловьев, с. 1].


Благодаря ВНИИТЭ были разработаны и утверждены юридические нормы дизайна как профессии.


Один из наиболее ярких проектов 1960-х гг. — специализированный автомобиль-такси (рис. 78). Действующий образец с кузовом из стеклопластика был построен в мастерских института. Проект подробно анализировался в журнале «Техническая эстетика», издававшемся с 1964 г.: необычный внешний вид, вагонная компоновка, широкая



Рис. 78


Ю. Долматовский, А. Ольшанецкий, А. Черняев. Автомобиль-такси. Экспериментальный образец.


Конструктивная схема. 1965—1966


сдвижная дверь, непривычное перемещение двигателя назад и его поперечное расположение. Две колонки с фотографиями и комментариями показывали этот автомобиль в сравнении с серийной «Волгой», используемой в качестве такси. Сопоставляли такие признаки, как удобство посадки пассажира и загрузки багажа, удобство работы водителя, удобство обслуживания, заметность автомобиля на улице, его компактность и маневренность. Разумеется, специализированный автомобиль оказался более удобным и экономичным. В автомобиле «Макси», также созданном в стенах ВНИИТЭ, развивалась идея вагонной компоновки. Его можно считать первым «минивэном», поскольку при сохранении однообъемного кузова место водителя переместилось за передние колеса в глубь салона. Пассивная безопасность, таким образом, улучшилась.


В сфере дизайна обычно работали энтузиасты, не имевшие специальной подготовки: архитекторы или инженеры-конструкторы с художественными наклонностями. Поэтому каждый новый проект становился своего рода образцом для подражания, будь то такси, универсальный фрезерный станок со скульптурной станиной, модульные электроискровые станки или экспериментальные проекты жилища с домашними «информационными машинами».



реклама