Дизайн-студии: новые идеи

В 1970-х гг. в дизайне быстрее всего рос сектор услуг, связанных с разработкой корпоративных стилей, прикладной графики. Активная консультативная деятельность дизайн-фирм приводит к тому, что в 1980-х гг. слово «дизайн» становится синонимом «большого бизнеса». Если в Германии и Франции дизайн был тесно связан с производством, то в Британии на его развитие влияла прежде всего розничная торговля, организация торговых пространств, подбор товаров и т.д.


Именно в начале 1970-х была создана знаменитая дизайн-студия «Пентаграм». За ней последовали: «БИБ и партнеры», «Могридж и партнеры» и многие другие.


«Пентаграм» первоначально существовала как «федеративное» объединение практикующих дизайнеров Лондона. Костяк составляли дизайнеры-графики — Алан Флетчер (среди его известнейших проектов — логотип Музея Виктории и Альберта, одного из богатейших в мире собраний изящных и прикладных искусств и дизайна, основанного после памятной Всемирной выставки 1851 г.), Колин Форбс и Боб Гилл. В 1972 г. к ним присоединились график Мервин Курлянский и промышленный дизайнер Кеннет Грейдж — тогда, собственно, и родилась студия, сохранив свою междисциплинарную направленность, универсальность. И открыв филиалы в Нью-Йорке и Сан-Франциско, «Пентаграм» не превратилась в транснациональную консультативную компанию (как это происходило со многими дизайн-бюро), а сохранила свой статус студии, во главе которой стоят художники, дизайнеры.


Студия выпустила три альбома. Это было сделано не ради рекламы, а из желания познакомить публику с тем, что такое дизайн, как работает дизайнер, в чем он находит источник той или иной формы1. Например, объяснялось, что вагон скоростного поезда, спроектированный Грейнджем, целиком подчиняется требованиям аэродинамики и представлениям о современности (рис. 61).


Другая, не менее известная английская дизайн-студия — «Аттик», основанная Саймоном Нидхемом и Джеймсом Соммервилем. Находится она в местечке Хаддерсфилд, имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее и Сан-Франциско. За время своей 16-летней эволюции студия прошла путь от панков до визита к королеве. Премьер-министр Тони Блэр назвал ее «послом новой Британии».



Рис. 61


Дизайн-студия «Пентаграм». Разворот альбома «Идеи дизайна» (показана разработка головного вагона скоростного поезда, дизайнер К. Грейндж). 1986


«Аттик» специализируется на проектировании брендов. Среди заказчиков такие фирмы, как «Adidas», «Nike», «General Motors* и «Toyota». Реклама изделий фирмы «Nike» для женщин вылилась в создание новой торговой марки и даже философии спортивных товаров серии «Nikewoman». Реклама автомобиля «Toyota Scion» реализовалась в серии плакатов, на которых автомобиль был изображен через его восприятие молодыми людьми разных профессий — фотографом, татуировщиком, художником инсталляций и т.д. Когда для новой модели автомобиля «Форд» потребовался новый принцип решения приборной панели, студия разработала проект компьютеризованного интерфейса, заменившего разрозненные приборы. Проект графического представления информации включал создание пиктограмм и интерактивной графики. Лаконичные символы на основе угловых элементов и точек нашли продолжение в таком же простом, но артистичном алфавите.


По тому же принципу объединения информации о дороге, режиме работы двигателя, скорости и местоположении автомобиля пошли и дизайнеры японской фирмы «Ниссан» в модели «Ideo» 2002 г. Компьютерная графика становится доминирующим инструментом не только плоскостного, но и средового дизайна (с точки зрения погружения человека в мир типографских символов и надписей, текстовой рекламы и информации).

Читать далее: 1 2



реклама