1950-е годы: «золотой век» дизайна

В книге классика американского дизайна Джорджа Нельсона «Проблемы дизайна» (первое издание — 1957 г., в 1960-х гг. была переведена на русский язык) есть крылатая фраза: «Никогда не говорите дизайнеру, что вам нужен мост, говорите, что нужно спроектировать переправу». Нельсон предпочитал сам формулировать проектное задание, решая проблемы заказчика. Дизайн-бюро Нельсона специализировалось на широком спектре дизайнерских услуг — от разработки графических систем и упаковки до архитектуры, оборудования офисных помещений, новых видов промышленных изделий. Такой тип организации дизайнерской деятельности, получивший название «consul-


tancy» — проектно-консультационного бюро, на рубеже XX—XXI вв. стал наиболее распространенным. Дизайнерский проект, разработанный в проектно-консультационном бюро, содержит множество других сведений и материалов: расчеты эффективности, эргономические исследования, рекомендации по организации производства и сбыта. Качество проекта определяется его всесторонностью.


В 1950-х гг. дизайнером-графиком Полом Рэндом был разработан логотип знаменитой ныне фирмы IBM — буквы, напоминающие развертку телевизионного экрана.


Именно дизайнеры пришли к необходимости упорядочить визуальный облик компании, сделать его узнаваемым и отличным от других фирм.


IBM производила компьютеры, занимавшие в те годы целые помещения. Архитектор Эллиотт Нойес задал модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Ему удалось зрительно объединить процессоры, вводные устройства, шкафы для дисков, придав этим разнородным предметам общие мебельные габариты и в едином стиле оформив панели.


Дизайнер-график Алекс Бродович в корне изменил облик иллюстрированных изданий и особенно журналов моды. Ему принадлежит авторство характерного для 1950-х гг. разворота из элитарного дизайнерского журнала «Портфолио»: знаменитый дизайнер Чарлз Имс и его жена Рей лежат, раскинув руки, как бы прикованные каркасами своих стульев. На другой странице — текст, поясняющий, как именно возникла идея формы этой мебели. Имс изучал архитектуру, работал в архитектурной фирме в Сент-Луисе, в конце 1930-х гг. стал директором отдела экспериментального дизайна Художественной академии Крэнбрук в Детройте. Вместе с Эро Сааринненом исследовал возможности пластмасс и новых материалов и технологий в мебельном дизайне. Новые пластичные по форме стулья из клееной фанеры предполагали появление новой эстетики «сидения». Рей Имс занималась абстрактной живописью, затем — проектированием детских игрушек, конструкторов, которые, как любые модульные системы, не устаревают со временем. В 1960-е гг. Имсы построили свой дом из стандартных заказанных по каталогу деталей, снимали фильмы, проектировали универсальную офисную мебель на алюминиевом каркасе, широко используемую в 1970—1980-х гг. в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Кресло Имса считается одним из самых удобных. Прототипом для него послужила мебель... старых английских клубов. Вершиной


мебельного дизайна 1950-х г. стали кресла и стулья из стеклопластика в виде распустившихся цветов.


В 1950-е гг. американцы заново осознали ценность уюта и домашнего очага. Для рационализации домашнего труда, более эффективного использования пространства проводились исследования функциональных процессов на кухне. На основе графиков, фиксирующих движения домохозяйки, были спроектированы идеальные кухни будущего с встраиваемым оборудованием. В 1959 г. один из действующих образцов демонстрировался в Москве на национальной выставке США. Вокруг него вспыхнул спор между Ричардом Никсоном, тогдашним президентом США, и Никитой Сергеевичем Хрущевым. Никсон доказывал, что такая кухня благодаря разнообразной механизации и электрическим приборам позволяет ускорить процессы приготовления и освобождает женщину. Хрущев отвечал, что, это лишь еще одна капиталистическая уловка для того, чтобы закрепостить хозяйку на кухне.


Для этой выставки по проекту Бакминстера Фуллера в Сокольниках был сооружен павильон шарообразной формы, прослуживший более 30 лет. Стены и покрытие купола собирались из небольших пространственных ячеек — по типу геодезической решетки — из металлических трубок и пластиковых панелей.


Фуллер — основоположник высокотехнологичного направления в дизайне и архитектуре, изобретатель геодезических куполов, т.е. безопорных оболочковых конструкций, способных перекрывать гигантские пространства. Он предложил даже накрыть таким куполом центральную часть Нью-Йорка вместе со всеми небоскребами, чтобы создать более мягкий климат, защитить город от осадков.


Само понятие «хай-тек» пришло в дизайн жилища в связи с книгой американских дизайнеров Дж. Крона и С. Слизина «Хай-тек»1. В ней не столько были собраны спроектированные специально для жилища высокотехнологичные изделия, сколько показывалось, как элементы оборудования супермаркетов, сборочных цехов, предприятий складских помещений и прочих технических объектов могут с успехом адаптироваться к жилой среде, формируя совершенно необычное пространство и стиль квартиры-мастерской.


Второй раз американский дизайн демонстрировался в России на специализированной выставке «Промышленная эстетика в США» в


1967 г. В качестве эффектной иллюстрации того, чем же занимается, в конце концов, дизайнер, был выбран способ сравнительного показа однотипных вещей. Старая пишущая машинка соседствовала с новеньким «композером» — электрической пишущей машинкой фирмы IBM, разработанной Нойесом. Станок для безопасной бритвы лежал рядом со станком, в котором привычное тогда лезвие заменяла стальная полоска. Рядом с фотографией автомобиля «Форд Т» 1912 г. висела фотография только что сошедшего с конвейера бьюика «Ривьера».


Самостоятельный раздел выставки был посвящен подготовке дизайнеров. На тот момент получить профессию дизайнера можно было более чем в 50 высших учебных заведениях США. Старейшая школа дизайна — Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, выпустивший первых специалистов в 1936 г.


Импульс развитию дизайнерского образования дал переезд в США 1930-х гг. многих педагогов немецкого «Баухауза», включая Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ласло Мохой-Надя. «Новый Баухауз» был открыт Мохой-Надем в Чикаго. Это была «прививка» европейского опыта рационального дизайна, позволившая выйти на интернациональный уровень.

Читать далее: 1 2 3



реклама