1950-е годы: «золотой век» дизайна

В книге классика американского дизайна Джорджа Нельсона «Проблемы дизайна» (первое издание — 1957 г., в 1960-х гг. была переведена на русский язык) есть крылатая фраза: «Никогда не говорите дизайнеру, что вам нужен мост, говорите, что нужно спроектировать переправу». Нельсон предпочитал сам формулировать проектное задание, решая проблемы заказчика. Дизайн-бюро Нельсона специализировалось на широком спектре дизайнерских услуг — от разработки графических систем и упаковки до архитектуры, оборудования офисных помещений, новых видов промышленных изделий. Такой тип организации дизайнерской деятельности, получивший название «consul-


tancy» — проектно-консультационного бюро, на рубеже XX—XXI вв. стал наиболее распространенным. Дизайнерский проект, разработанный в проектно-консультационном бюро, содержит множество других сведений и материалов: расчеты эффективности, эргономические исследования, рекомендации по организации производства и сбыта. Качество проекта определяется его всесторонностью.


В 1950-х гг. дизайнером-графиком Полом Рэндом был разработан логотип знаменитой ныне фирмы IBM — буквы, напоминающие развертку телевизионного экрана.


Именно дизайнеры пришли к необходимости упорядочить визуальный облик компании, сделать его узнаваемым и отличным от других фирм.


IBM производила компьютеры, занимавшие в те годы целые помещения. Архитектор Эллиотт Нойес задал модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Ему удалось зрительно объединить процессоры, вводные устройства, шкафы для дисков, придав этим разнородным предметам общие мебельные габариты и в едином стиле оформив панели.


Дизайнер-график Алекс Бродович в корне изменил облик иллюстрированных изданий и особенно журналов моды. Ему принадлежит авторство характерного для 1950-х гг. разворота из элитарного дизайнерского журнала «Портфолио»: знаменитый дизайнер Чарлз Имс и его жена Рей лежат, раскинув руки, как бы прикованные каркасами своих стульев. На другой странице — текст, поясняющий, как именно возникла идея формы этой мебели. Имс изучал архитектуру, работал в архитектурной фирме в Сент-Луисе, в конце 1930-х гг. стал директором отдела экспериментального дизайна Художественной академии Крэнбрук в Детройте. Вместе с Эро Сааринненом исследовал возможности пластмасс и новых материалов и технологий в мебельном дизайне. Новые пластичные по форме стулья из клееной фанеры предполагали появление новой эстетики «сидения». Рей Имс занималась абстрактной живописью, затем — проектированием детских игрушек, конструкторов, которые, как любые модульные системы, не устаревают со временем. В 1960-е гг. Имсы построили свой дом из стандартных заказанных по каталогу деталей, снимали фильмы, проектировали универсальную офисную мебель на алюминиевом каркасе, широко используемую в 1970—1980-х гг. в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Кресло Имса считается одним из самых удобных. Прототипом для него послужила мебель... старых английских клубов. Вершиной

Читать далее: 1 2 3



реклама