Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры

Любой предмет, древний или современный, связан с суммой технологических знаний и процессов. Не так-то просто изготовить самый банальный каменный топор или рубило. Студенты-антропологи в США лишь путем проб и ошибок установили наиболее эффективные углы нанесения ударов одного камня по другому, позволяющие за минимальное число операций получить острые режущие кромки.


Но речь идет и о технологии применения вещей. Многие предметы доисторической, да и исторической поры до сих пор остаются загадками именно из-за незнания того, как они использовались.


В прошлом технология изготовления полностью определяла конструкцию и внешний вид вещи. Мастера умели обыкновенную деревянную ложку вырезать в 17 операций, оставлявших на поверхности следы. Отработанная веками совокупность ударов порождала предмет. Говоря об анонимном протодизайне, прежде всего подчеркивают естественность материалов и особенности их обработки, следующие за внутренней структурой и физическими свойствами. Работая с деревом, мастера искали эффективные технологии и конструкции. Готовые стулья и табуреты могли буквально «находить» в срубленных деревьях. Достаточно было выбрать кусок ствола с отходящими от него четырьмя сучками, обрезать лишнее — и сиденье готово. Широко применялось соединение плоских деталей или бревен «на врезках» или по типу сруба. Этот принцип наиболее распространен в простейших детских конструкторах, а также в абстрактных пространственных композициях художников-авангардистов. С той лишь разницей, что вместо бревен здесь используются листы картона или металла с прорезями на ширину материала и детали прочно удерживаются за счет силы трения. Обращение к технологии соединения деталей «на врезках» или использование модульно-пропорциональных соотношений размеров роднят русский конструктивизм с древнерусским деревянным зодчеством.


Самая древняя из сохранившихся технологий получения различных форм изделий — плетение. Эта операция легко поддается алгоритмизации и компьютерному моделированию. Наблюдая за тем, как мастер плетет, например, корзину, нетрудно заметить, что он автоматически придерживается неких модульных соотношений размеров (рис. 2).


Тот же принцип плетенки использовался и в русских берестяных изделиях. «Не будет преувеличением сказать, что в истории культуры Руси береста сыграла не менее важную роль, чем папирус в истории цивилизации Древнего Египта»1.


Береста (верхний слой березовой коры; в разных районах ее называли по-разному: береста, берества, бересто, скала), гибкий, податливый, водонепроницаемый, «теплый» материал с белой гладкой поверхностью, не требующей дополнительной обработки, благодаря своим свойствам оказался универсальным.


Заготавливали бересту ранней весной. Саргу (берестяную ленту, или лыко) срезали со ствола по спирали, получая ленты длиной несколько метров. Перед началом работы саргу смазывали льняным маслом и приступали к плетению при помощи клинообразного инструмента — кочедыка. Сшивали полоски такими же берестяными лентами, иногда применяли принцип соединения в прорези.

Читать далее: 1 2 3



реклама