Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры

На бересте писали, рисовали географические карты. Из бересты шили лодки. Берестяные пластины — скалы — подкладывали под тесовые кровли. Даже болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки можно было сплести из бересты. Берестяными были и ведра, выполненные на основе сколотней — снятой целиком по кругу с деревянного чурбака коры, к которой приделывали дно и ручку.


Мастер плетет корзину


Но самыми распространенными изделиями были короба, туеса, корзины, чехлы для ножей, плетеные бутылки и шаркуны — погремушки с сухими семечками или камушками внутри. Заплечные кошели с лямками служили чем-то вроде рюкзаков. Они могли быть и двухслойными. Благодаря прекрасной теплоизоляции пища в них долго сохранялась горячей или холодной — по необходимости. Все это было легким и прочным, детали легко поддавались замене и починке.


Туески, лукошки, коробки украшали росписью, тиснением, процарапыванием, а также прорезным орнаментом. В Вологодской области в начале XX в. в качестве сувениров для горожан и дачников делали футляры для очков, сухарницы, конфетницы и подстаканники.


Та же технология, несмотря на кажущуюся архаичность, часто встречается и в произведениях современных дизайнеров и художников. Используя переплетение широких полос, Фрэнк Гери сконструировал кресло с необычными свойствами (рис. 3). Вместо традиционных ножек, спинки и сиденья здесь комбинация нескольких плетеных поверхностей.


Переплетение двух фотоизображений в коллаже художника создает впечатление, будто одна фотография входит в другую и буквально растворяется в ней.


Один из конструктивных принципов, имеющий более чем тысячелетнюю историю, — шарниры.


Ф. Гери. Кресло. 1991—1992.
Производство фирмы «КпоП».
Гнутое дерево с
ламинированным покрытием


В Римско-германском музее в Кельне хранится крошечный бронзовый экспонат — подставка для светильника, состоящая из трех взаимно соединенных шарнирных элементов, благодаря которым она складывается в небольшую палочку. По тому же принципу изготовлялись складные стулья в Древнем Египте и Греции.


В Средние века на шарнирах мастерили откидные кровати, походные складные столы. Хитроумные шарниры и сочленения, напоминающие панцирь насекомых, применялись в конструкциях рыцарских доспехов. В устройстве тента кареты или автомобиля с откидным кузовом, в конструкции фотоаппарата с раздвижным мехом, рычажных весах, шатунах паровоза мы видим все тот же элемент. В одном случае он позволяет сделать вешь складной и в то же время точно соблюсти необходимые габариты и размеры (например, дверь в троллейбусе). В другом случае служит для измерения веса. В третьем — это необходимая деталь механизма по превращению поступательного движения во вращательное.


Серия шарниров, соединенных друг с другом, напоминает уже переплетения ткани и превращается в конструкцию решетки. Универсальность ткани как материала объясняется ее гибкостью, способностью трансформироваться, принимать любую форму. На том же принципе шарниров основаны раздвижные кронштейны для ламп, решетки, потолки, столы и т.д.

Читать далее: 1 2 3



реклама