Определение дизайна

Есть несколько официальных определений дизайна. Приведем два наиболее распространенных.


В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (1CSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было принято определение, предложенное еще в 1950-х гг. президентом этой организации, ученым и педагогом знаменитой Ульмской школы дизайна в Германии Томасом Мальдонадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью^™ качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством».


Спустя более 30 лет Н.В. Воронов сформулировал еще одно определение, более точно отвечающее современным представлениям: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином "дизайн" может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат»2.


Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:


«Что такое дизайн? Это план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом служили определенной цели» (Чарлз Имс, США);


«Хороший дизайн — минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия);


«Конструктивизм (в смысле дизайн. — А.Л.) — есть искусство будущего» (Александр Родченко, СССР);


«Дизайнер — создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия);


«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира» (Филипп Старк, США);


«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия);


«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония)3.


Первый вывод, следующий из приведенных определений и отзывов, — дизайнером может стать каждый. Это так же естественно, как жить, дышать, любить. Второй вывод: идеи и решения не приходят неизвестно откуда, они в нас самих и вокруг нас; дизайнер — человек, умеющий видеть, замечать, отбирать, комбинировать. Третий вывод: дизайн — это универсальная проектная деятельность, в орбиту которой входят и промышленные изделия, и мебель, и текстиль, и одежда, и объекты графического дизайна, и малая архитектура (городской дизайн, включающий витрины, вывески, остановки и т.д. и т.п.), и транспорт — как эксклюзивный, так и серийный. Во всех этих предметах обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала, технологии и формы, общая проектная направленность. Дизайн, таким образом, отвечает за целостность предметного мира.

Читать далее: 1 2



реклама



Тэги: