Картина мира и создание механизмов

С деятельностью итальянских инженеров эпохи Возрождения связано появление нового специалиста в технике и проектировании — изобретателя и одновременно реставратора знаний Античности из области механики и инженерного дела. Восстановление утраченных знаний античных авторов требовало недюжинных проектных способностей — не только владения языком и умения расшифровать тексты, но и таланта визуализировать описанное, поскольку в старинных трактатах иллюстрации и чертежи, как правило, отсутствовали. Основными потребителями продуктов их деятельности были процветавшие Флоренция, Сиена, а также образованные круги, группировавшиеся вокруг правителей. Ученых и инженеров больше всего привлекали военная тематика, благоустройство городов и быта их жителей, строительная механика.


Еще в первой половине XV в. Мариано ди Якопо, известный как Таккола («галка») и прозванный Архимедом из Сиены, создавал сложнейшие проекты, зарисованные в двух книгах-кодексах, — акведуки для доставки воды в пруды для разведения рыб, сифон как часть водной коммуникации, устройства для перевозки колонн по воде, водяное колесо для приведения в действие водяного насоса, лебедки для подъема строительных материалов, приводимые в движение лошадьми, парашюты и летательные машины. Новое, что привносили изобретатели, подобные Леонардо или Такколе, было связано с методами анализа и созданием опытных моделей.


Весьма практичны проекты Леонардо: экскаватор, устройство для навивки веревок. В любом из своих механизмов он видит действие четырех сил природы. Ему принадлежит термин «элементы машин», введенный по аналогии с «элементами геометрии» Евклида. Судя по сохранившимся фрагментам рукописи, можно предполагать, что его особенно интересовали теория функционирования и практическое использование рычагов, блоков, наклонных плоскостей1. Исследователи этой рукописи считают, что она представляет собой теорию проектирования и построения машин, основанную на логических постулатах, сформулированных лишь в середине XIX в. французским ученым, преподавателем Политехнической школы в Париже Францем Рело в знаменитом труде «Общая теория машин». Машина в представлении Леонардо обладает своей внутренней структурой, анатомией, которые и распознает пытливый ум1.


После 1500 г. основным объектом исследования с точки зрения механики для Леонардо становится человек. Он постоянно обращается к модели системы мироздания Птолемея. Мир для него не столько система универсальных связей и гармоничных пропорций, сколько единство процессов и функций, единство, основанное на движении, постоянстве механических законов и моделей для каждого отдельного организма, машины, здания, всего земного шара. Человек занимал центральное место в этом грандиозном исследовательском проекте, и Леонардо посвятил наиболее яркие рисунки и комментарии описанию замечательной машины под названием Человек. Он отмечает оси, рычаги, точки равновесия и точки приложения сил, структуру соединений в суставах и т.п. То есть то, в чем могут проявиться «элементы машин». Для Леонардо мир природы и человек — сложная машина. И наоборот, любой технический проект — это что-то вроде органического природного образования. С точки зрения современного дизайна — это невероятное предвидение попыток органического дизайна и бионической архитектуры XX в.

Читать далее: 1 2 3 4



реклама