Канон, ремесло и функциональные факторы

К 750-летию начала строительства Кельнского собора (1998) был приурочен фестиваль средневековых ремесел, проходивший под эгидой ЮНЕСКО. В нем участвовали представители главнейших профессий средневекового города — кузнец, пекарь, валяльщик шерсти, прядильщица, писец, гадалка, гончар, знахарка. Демонстрируя свое искусство, мастера пользовались старинными инструментами и технологиями. Сегодня от человека, осваивающего эти ремесла, требуется не только буквальное погружение в культуру многовековой давности, но и определенный артистический талант, вся эта деятельность сродни «кустарному» творчеству художника.


Влияние основных факторов — функциональных, технологических, социокультурных — на формообразование можно проследить на примере эволюции нескольких типов вещей — рыцарских доспехов, оружия и экипажей.


Рыцарские доспехи как тип вещи впервые появились в Европе в XII в. В XVI в. их производство достигло расцвета и еще через столетие практически исчезло.


Известны три типа брони: текстильные, мягкие доспехи (Китай, X—XI вв., 5—7 слоев шкуры носорога); кольчуга (Рим); металлические доспехи (Европа), защищавшие воинов с XIII в. до конца XVII в. Доспехи, полностью закрывающие конного рыцаря, получили распространение в XV в.


В создании доспехов, как нигде в другой области предметного творчества, требовалось учитывать не только размеры и строение человека, но и его подвижность, физические возможности. Все подвижные детали соединялись при помощи заклепок. Сочленения в локтях, коленях, запястьях невероятно сложны. Облачаться в доспехи следовало в строго определенном порядке, снизу вверх. Поверхность лат украшали выгравированный, а иногда и золоченый, орнамент и чеканка, имитирующие кружева или узоры на ткани. Эта внешняя оболочка — вторая одежда — без соответствующих атрибутов воспринималась как «нагота» и требовала дополнительных знаковых признаков для распознавания статуса, звания, рода.


Шлемы снабжались хитроумными запорами, сдвижными забралами, специальными окошками для вентиляции. Конец всему этому совершенству кузнечного мастерства положили в XVII в. арбалеты, ружья, мушкеты, пушки...


Формы и технологии изготовления лат возродились уже в XX в., но для совершенно иных целей. На основе конструкции кольчуги Пако Рабанн в 1960-х гг. проектирует платья из металлических колец и пластинок. Джордж Лукас одевает героев своей киноэпопеи «Звездные войны» в костюмы, весьма напоминающие средневековые латы, для того чтобы подчеркнуть их агрессивность, могущество, неуязвимость. К опыту прошлого обращаются проектировщики защитной спортивной одежды и военного снаряжения.


Качество изделий оружейников той поры свидетельствует о том, что рождение вещи — это ритуал посвященных мастеров. Абсолютно одинаковые предметы в такой системе практически невозможны. Все изделия чуть-чуть отличаются друг от друга в цепи непрерывного совершенствования подобно тому, как обтачивается морем галька.


В дизайне такой тип предметного воспроизводства называют каноническими


«Канон — это система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данного общества, овеществляемых, в частности, в предметной форме ремесленного продукта»1. Канон — это и есть проект, зафиксированный в культуре


Из поколения в поколение ремесленники, объединенные в цехи, передавали навыки и профессиональные секреты в процессе работы. В этом причина сложности возрождения распространенных когда-то народных промыслов — ложкарного, игрушечного, плетения из лыка и бересты и т.д.


Мастера прекрасно знали своих заказчиков, их вкусы, желания. У каждого перед глазами были реальные образцы-эталоны, которым нужно следовать. Не было необходимости в каком-то особом этапе — проектировании.


С началом промышленной революции ремесленный тип производства не исчез полностью. Он видоизменился, став одной из разведывательных областей производства. Создание уникальных научных приборов, разработка новых видов техники, моделирование структуры будущей вещи из подручных материалов с тем, чтобы проверить ее реальную кинематику и масштаб, даже отработка поверхности автомобиля на деревянных болванках — все это следы ремесленного производства, но уже в качестве составной части дизайна, этапа проектирования. Среди подобных кустарей в современном мире и художники-кинетисты, использующие механизмы и электронные устройства в интерактивных произведениях, и фотографы, владеющие сложными рецептами и технологиями обработки негативного и позитивного изображения. При всей своей технической и научной оснащенности дизайнер многое сохраняет от этой древней кустарной технологии, особенно в части, касающейся его авторской лаборатории формообразования. Для одного все сводится к рисункам и эскизам на бумаге, для другого — к макетам из подручного материала, третий пробует имитировать законченную промышленную технологию на действующем макете. Качество ремесленной технологии в прошлом определялось навыком и точностью движения рук. Дизайнеру, проектирующему в расчете на тот или иной вид промышленной технологии, все равно необходимо вживаться в технологии, часто представляя эти процессы опосредованно, моделируя их мысленно или при помощи материалов-заменителей.


На эволюцию форм экипажей существенное влияние оказали несколько факторов. Во-первых, материал, конструкция и скорость. Во-вторых, потребность в комфорте и безопасности.


Самым старым средством передвижения считаются сани и волокуши. Арбы и дорожные повозки сменились колесницами, которые представляют собой скорее спортивный и военный снаряд, нежели средство передвижения. Неуклюжие римские повозки с передними колесами без поворота соответствовали медленному и неторопливому передвижению по прямым мощеным дорогам Римской империи. Однако из-за отсутствия рессор передвижение в таких повозках было весьма утомительным, и путешествовать предпочитали верхом или в паланкинах и портшезах.


Впервые повозки, оснащенные кожаными ремнями, на которых подвешивали кабины, появились в XV в. Одна из таких карет была подарена в 1457 г. королем Венгрии Владиславом V королю Франции Карлу VII [см.: Рубец, с. 7]1.


Конструкции совершенствуются с целью достижения все большего комфорта путешествий. Сначала это просто четырехколесная повозка с крышей. В дальнейшем добавляются пологи и двери, стеклянные окна, мягкая обивка изнутри, складные ступеньки для посадки и высадки. Для смягчения ударов колеса кабина подвешивается на ремнях на изогнутой в виде лука деревянной раме, пружинящей на неровной дороге (рис. 4). В XVIII в. в местах прикрепления ремней стали ставить металлические рессоры. Возникает и вторая промежуточная система амортизации — рессоры между осями кареты и рамой. В XIX в. более комфортабельным становится и место кучера — появляются мягкое сиденье и козырек. В XIX в. конструкция экипажа насыщается новыми деталями: складной верх, подножки, тормоза для замедления на спуске. Факелы сменились керосиновыми фонарями. Существовали даже специальные каретные часы с функцией измерения расстояния.


Многое в каретном ремесле отрабатывалось веками, превращаясь в правила и каноны, строго соблюдаемые мастерами, не задумывавшимися о причинах тех или иных решений. Примером такой, на первый взгляд малосущественной детали служит странный наклон оси колеса телеги или кареты, а также несимметричная, «блюдцеобразная» форма колеса.

Рис. 4
Патриаршая карета. XVII в.

Английский дизайнер и психолог Брайан Лоусон описывает, как в XX в. исследователи тщетно пытались объяснить назначение такой конструкции1. Одни считали, что наклон колеса внутрь позволял без затруднений перевозить свисающий с бортов груз, другие — что подобная конструкция гасила колебания из стороны в сторону, связанные с тянущими усилиями лошади, третьи полагали, что таким образом экипаж лучше держит дорогу. Однако реальное объяснение оказалось совсем иным. Наклон оси немного вниз и асимметричная форма колеса препятствовали спаданию колеса с оси, даже если запорная чека или штифт терялись. К тому же ось имела слегка коническую форму, и при взгляде сверху можно было заметить, что она стоит далеко не под прямым углом к направлению движения. Здесь тоже был небольшой угол поворота навстречу движению. Получалось, что при езде колесо за счет веса груза и этих небольших поворотов оси постоянно как бы накатывалось на ось. Коническая же форма оси позволяла избегать слишком большого люфта колеса.


В эпоху Средневековья повседневные вещи от начала и до конца изготовляли мастера-ремесленники, которые были одновременно и проектировщиками, и технологами, и исполнителями. Образ веши и ее реализация в ремесленном производстве координируются постоянной связью между рукой, глазом, материалом и инструментом. Тот факт, что вещь изготавливалась целиком одним мастером, придавал ей человеческий масштаб и целостность. Не было необходимости в специалисте типа дизайнера, который бы рисовал для кого-то проект, определяющий внешний вид и структуру вещи, объяснял, как ее надо сделать, а затем наблюдал за работой.


Заметим, что в массовом индустриальном производстве процесс изобретения, замысла вещи отделен от процесса изготовления. Более того, сам процесс проектирования распадается на отдельные фазы и стадии, которые, так же как и в процессе производства, могут выполнять различные специалисты. Отделение проектирования от изготовления стало систематическим в архитектуре или инженерном деле в эпоху Возрождения.

Читать далее: 1 2 3 4



реклама


Доставка ванн. Акватек ванны. Онлайн оплата.
Тэги: