Канон, ремесло и функциональные факторы

«Канон — это система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данного общества, овеществляемых, в частности, в предметной форме ремесленного продукта»1. Канон — это и есть проект, зафиксированный в культуре


Из поколения в поколение ремесленники, объединенные в цехи, передавали навыки и профессиональные секреты в процессе работы. В этом причина сложности возрождения распространенных когда-то народных промыслов — ложкарного, игрушечного, плетения из лыка и бересты и т.д.


Мастера прекрасно знали своих заказчиков, их вкусы, желания. У каждого перед глазами были реальные образцы-эталоны, которым нужно следовать. Не было необходимости в каком-то особом этапе — проектировании.


С началом промышленной революции ремесленный тип производства не исчез полностью. Он видоизменился, став одной из разведывательных областей производства. Создание уникальных научных приборов, разработка новых видов техники, моделирование структуры будущей вещи из подручных материалов с тем, чтобы проверить ее реальную кинематику и масштаб, даже отработка поверхности автомобиля на деревянных болванках — все это следы ремесленного производства, но уже в качестве составной части дизайна, этапа проектирования. Среди подобных кустарей в современном мире и художники-кинетисты, использующие механизмы и электронные устройства в интерактивных произведениях, и фотографы, владеющие сложными рецептами и технологиями обработки негативного и позитивного изображения. При всей своей технической и научной оснащенности дизайнер многое сохраняет от этой древней кустарной технологии, особенно в части, касающейся его авторской лаборатории формообразования. Для одного все сводится к рисункам и эскизам на бумаге, для другого — к макетам из подручного материала, третий пробует имитировать законченную промышленную технологию на действующем макете. Качество ремесленной технологии в прошлом определялось навыком и точностью движения рук. Дизайнеру, проектирующему в расчете на тот или иной вид промышленной технологии, все равно необходимо вживаться в технологии, часто представляя эти процессы опосредованно, моделируя их мысленно или при помощи материалов-заменителей.


На эволюцию форм экипажей существенное влияние оказали несколько факторов. Во-первых, материал, конструкция и скорость. Во-вторых, потребность в комфорте и безопасности.


Самым старым средством передвижения считаются сани и волокуши. Арбы и дорожные повозки сменились колесницами, которые представляют собой скорее спортивный и военный снаряд, нежели средство передвижения. Неуклюжие римские повозки с передними колесами без поворота соответствовали медленному и неторопливому передвижению по прямым мощеным дорогам Римской империи. Однако из-за отсутствия рессор передвижение в таких повозках было весьма утомительным, и путешествовать предпочитали верхом или в паланкинах и портшезах.


Впервые повозки, оснащенные кожаными ремнями, на которых подвешивали кабины, появились в XV в. Одна из таких карет была подарена в 1457 г. королем Венгрии Владиславом V королю Франции Карлу VII [см.: Рубец, с. 7]1.

Читать далее: 1 2 3 4



реклама



Тэги: