Стиль, стилизация, орнамент

На фотографиях различных экспозиций работ учеников Строгановского училища видно, что выполненные в материале изделия — керамические вазы, посуда, металлические люстры и светильники,


мебель, текстильные изделия — формируют целостную обстановку интерьеров. Качество изделий было настолько высоким, что они успешно продавались в открытом при училище магазине.


В 1892 г. был разработан новый устав Строгановки. В параграфе 3 в перечне художественных предметов среди существовавших ранее — начального рисования, рисования с гипсов, рисования цветов, орнаментов, лепки и чистописания — появился еще один, по сути проектный: «сочинение рисунков в применении к потребностям фабричной, заводской и ремесленной промышленности» [Шульгина, Пронина, с. 124].


В училище в то время было несколько отделений по специальностям: ткацко-набивной, металлообрабатывающей (чеканка, эмаль, литье и т.д.), деревообделочной (мебельная инкрустация, резьба и т.д.), графической (гравюра, иллюстрации, литография, печать и т.д.) и, наконец, декоративной, куда входили все специальности, «так как отделение это носило характер, если можно так выразиться, архитектурно-декоративно-монументальный»1.


«Я окончил пять классов по металлу, — вспоминал Шевченко, — затем перешел на декоративное отделение и для выпускного экзамена делал проект фойе театра с лестницей в два марша, плафонами, росписью стен, мебелью, арматурой и т.д. Для диплома — почти одновременно — проект Музея-памятника Отечественной войны 1812 г.: наружный фасад и разрез по двум линиям — тоже со всем внутренним убранством, мебелью, коврами, арматурой и т.д.»2


Работа в стилях при создании курсовых проектов была формой развития вкуса и профессиональной подготовки. Выпускной проект можно было делать в любом стиле (рис. 13).


В годы, когда учился Шевченко, в училище ввели два новых предмета: «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». Для пре-



Рис. 13 Столик-тумбочка
и стул в русском стиле.
Столярно-резчицкая
мастерская
Строгановского училища.
1900-е


подавания этих предметов Совет Строгановского училища пригласил такого мастера стилизации, как М.А. Врубель, а также других известных художников и архитекторов: СУ Соловьева, Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Л.М. Браиловского, СВ. Исаковского, К.М. Быковского, Н.С Курдюкова, А.В. Кузнецова. Позднее эти предметы вели СИ. Вашков, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский.


Преподаватели-архитекторы вели, как правило, сразу два предмета: «Композицию» и «Изучение стилей» (последний до 1898 г. назывался «История орнаментов»). Понятие стиля стало даваться более широко: изучался не только орнамент, как прежде, но и стильная вещь в целом — ее назначение и место в интерьере, пропорции и форма, материал, техника изготовления и т.д. Причем лекционный метод соединялся с обмерами в музее училища. Курс «Всеобщая история искусств» вел художник-архитектор СВ. Ноаковский. Он умел несколькими точными штрихами почти мгновенно нарисовать на доске план любого сооружения, его фасад, характерные для исторических стилей детали.

Читать далее: 1 2 3



реклама



Тэги: