Рождение фотографии

Львиную долю информации о дизайне, о новых проектах мы получаем посредством фотоизображений. Также благодаря фотографии с середины XIX в. зафиксирована и история предметного мира. Одновременно фототехника (и современная видеотехника) — обширная область предметного мира, которой занимается дизайнер. По сравнению с обычными инструментами действие фотоаппарата связано не с механической обработкой материалов, а с записью визуальной информации. Здесь свои традиции формообразования, особенности взаимоотношения с человеком. В фотоаппарате буквально овеществлены этапы научно-технического прогресса. Например, электронные устройства, автоматически устанавливающие диафрагму, основаны на изобретении А. Эйнштейна, сделанном еще в начале XX в.


С технической точки зрения фотография — это соединение трех типов достижений.


Во-первых, была создана светонепроницаемая камера. В конце IX в. арабские астрономы наблюдали затмения Солнца с помощью аппарата, которому позднее было дано латинское название «камера-обскура» (темная комната), — ящика с маленьким отверстием (позже—с линзой) в одной из стенок. Опыты по получению изображения в темной комнате при помощи маленького отверстия в ставне проводил и Леонардо да Винчи. Художники XVII в. также пользовались камерой-обскурой при рисовании с натуры. Темная комната — это прообраз корпуса фотоаппарата. Во-вторых, фотография невозможна без познания законов оптики. Галилей и Ньютон разрабатывали ориги-


Рис.10
Фотоаппарат
Л.Ж. Дагера
на штативе.
1830-е


нальные модели телескопов. Были изучены оптические свойства разных линз, вычислены фокусные расстояния. В-третьих, были изобретены светочувствительные материалы, фиксирующие изображение.


Первенство в изобретении фотографии и получении снимков оспаривают три человека: французы Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Жак Манде Дагер и англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (Толбот). Самые ранние фотографии изображения (гелиография) получил в 1826 г. Ньепс. Оловянную пластинку он покрыл асфальтовым лаком на лавандовом масле, который под воздействием света твердеет и делается нерастворимым в воде. Части, подверженные воздействию света, затвердевали, а на тех, что были в тени, материал сохранял способность растворяться в воде. Время экспозиции достигало 8 часов.


В 1839 г. Дагер, художник-декоратор, используя опыты Ньепса, разработал первый практически пригодный способ фотографирования — дагеротипию. Его фотоаппарат состоял из двух аккуратно подогнанных друг к другу деревянных коробок, одна из которых могла двигаться внутри другой. Объектив прикреплялся к неподвижной части, а двигалась посеребренная пластинка, изменяя расстояние, необходимое для фокусировки (рис. 10).


При всех достоинствах дагеротипа — точности в передаче изображения, относительной доступности — копировать его было невозможно, картинка была зеркальной, рассматривать ее можно было только при боковом свете.


В 1814 г. Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс (калотипия). Ему же принадлежит первенство в изобретении оптического увеличения. С одного негатива стало возможным делать множество отпечатков. Книга Тальбота «Зарисовки природы» была первым изданием с фотографическими иллюстрациями. В 1850-х гг. он запатентовал технологию получения растрового изображения на стальных пластинах, печатая через сетчатые тканевые растры. Этот метод был предтечей изобретенной в 1880-х гг. цинкографии — перевода полутоновой картинки в клише для высокой печати.


В 1851 г. английский изобретатель Фредерик Арчер опубликовал описание процесса, которому суждено было заменить и дагеротипию, и калотипию. В нем использовалась эмульсия, содержащая соли серебра и нанесенная на подложку из коллодия (раствора нитроцеллюлозы в смеси спирта с эфиром). Этот процесс получил название мокро-коллодионного, так как снимать приходилось, пока чувствительный слой был влажным.


И лишь после изобретения английским врачом и фотографом-любителем Ричардом Мадоксом броможелатиновых эмульсий (1871) стало возможным высушивать фотоматериал т.е. готовить его заранее и экспонировать в сухом виде. Этот метод, существенно усовершенствованный и доработанный, используется и поныне1.

Читать далее: 1 2



реклама