Рисунок как центральная художественная дисциплина

При создании своей школы Строганов считал, что именно методично организованное обучение рисунку и шире — графической грамоте может помочь мастеру-ремесленнику в его труде. Такого же мнения придерживался и директор знаменитой Школы искусств в Глазго Френсис Ньюберри: «Все наши грандиозные отрасли промышленности — судостроение или строительство, инженерное конструирование или производство машин, рисование орнаментов или высшее искусство живописи — прежде всего должны найти свою основу в рисунке, и без этой основы ни одно из них не может существовать. Строитель корабля должен сначала нарисовать проект, архитектор — структуру дома, инженер — свою железную дорогу, свой док или мост, живопи-


ceu — создать набросок, а дизайнер — представить свой идеал, прежде чем он может приступить к осуществлению»'.


Особую роль в обучении рисунку играло рисование растений. Существовали две точки зрения — натуралистическая и более абстрактно-конструктивная. Кристофер Дрессер, проектировщик и дизайнер-практик, был также одним из ведущих ботаников. Как ученый он полагал, что должен строго воспроизводить все особенности реального образца.


Его оппонент — известный художественный критик и теоретик искусства Джон Рескин — отстаивал эмоциональность и непосредственность рисования, допуская модификации и стилизации в зависимости от назначения орнамента2.


В Школе.рисования учащиеся копировали выложенные преподавателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов выписывал из разных стран. Последний год обучения посвящался знакомству с теми предметами, которые должны «войти в их ремесла», т.е. изделиями золотых дел мастеров, чеканщиков, слесарей, рисовальщиков орнаментов и рисунков для ткани и фарфора и т.д.


В 1 -й Рисовальной школе рисование начиналось в младшем отделении с линейной коллекции, а заканчивалось тональными изображениями геометрических тел: куба, четырехгранной пирамиды, шестигранной призмы, цилиндра, конуса и шара. Затем приступали к рисованию контуров цветов, опять же начиная с коллекции, выполненной преподавателем. После этого рисовали контуры характерных орнаментов английской коллекции или «итальянского стиля». В 3-м классе рисовали с оригиналов тушевальным карандашом орнаменты, головки и цветы, а также геометрические тела с натуры и занимались геометрическим черчением. Перспектива преподавалась практически при рисовании с моделей. После наброска с натуры вся группа тел вычерчивалась по правилам перспективы с обозначением теней.


Общая идея этой методики обучения рисованию состояла в постепенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования — к тональному с использованием разных техник.


В 1890-х гг. на смену «срисовыванию» с гравюр приходит рисование с натуры. Вместе с альбомом каждый учащийся старших классов получал и «Наставление». На лето давалось задание — зарисовать все 40 листов альбома, соблюдая два условия: рисовать с натуры и рисовать добросовестно.


Зарисовывать следовало цветы и растения, а также вещи художественные, но непременно оригинальные по форме или украшающему их орнаменту. Цветы и орнаменты должны были пригодиться для составления на их основе собственных творческих композиций [Шульгина, Пронина, с. 120].


Методика преподавания рисунка в Строгановском училище считалась наиболее продуманной. Живописец Александр Шевченко вспоминал позже, как он пришел в 1898 г. в 1-й класс. «Нам выдали всем по папке, величиной больше целого листа бумаги, по нескольку листов тонкой бумаги, лист глянцевой бумаги, по листу карточной (слоновой) бумаги, карандаши, уголь, резинки, снимку (липкая резина), по перочинному ножу. Рассказали в виде вводной лекции о выборе бумаги, для чего нужен тот или иной сорт бумаги. Потом оказалось, что сразу рисовать тушевальным карандашом нельзя, надо сперва сделать легко рисунок, углем, а потом только, когда уже все установлено безусловно верно, обвести контур карандашом, смахнуть все тряпочкой и протереть слегка мягкой резинкой.


Только после этого можно было начинать рисовать или, вернее, тушевать (наносить тени).


Во время подготовки нам рассказали о законах изображения предметов»1...


В начале XX в. в Строгановском училище рисунок начинают вести известные художники и педагоги, среди них Д.А. Щербиновский, СВ. Иванов. В конце 1890-х гг. наряду с длительными постановками вводят краткосрочные рисунки, беглые зарисовки движущихся фигур на пленэре. Рисунок был способом познания композиции, пространства, формы в постановках.


Потребность в смене принципа рисования возникла в момент стилевого перелома. В проектах студентов все чаще использовались элементы модерна — тягучие плавные линии, стилизация растительных мотивов. Именно рисунок стал техникой изображения проектов изделий. С 1897 г., при ректоре Н.В. Глобе, стали ежегодно прово-


литься всероссийские конкурсы рисунков для художественной промышленности по разделам: декоративный, ткацкий, набивной, мебельный, серебряный. Возникла и форма «частных конкурсов» — по заявкам отдельных производителей. Но в любом случае на конкурс подавались именно графические листы, на которых в различных графических техниках, а также при помощи акварельной отмывки мастерски передавались все нюансы формы, цвета и материала изделия. Рисование и проектирование в подобной системе образования были слиты.

Читать далее: 1 2



реклама