Предыстория стиля

Модерн сложился на фоне общего интереса художников и архитекторов к стилям прошлого, к орнаменту. Неоготика британского декора-


тора Августуса Уэлби Пьюджина доминировала в деталях отстроенного в 1834 г. по проекту Чарлза Барри после пожара здания парламента в Лондоне. Стилизация и эклектика входят в моду. В трактате Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856) собраны все известные на тот момент стили в искусстве. Египетский и греческий, византийский и готический, индийский и китайский орнаменты, а также мотивы мусульманских стран были тщательно отпечатаны литографским способом. Во многих учебных заведениях эта книга служила пособием по историческим стилям и орнаментам. Во второй половине XIX в. плюрализм стилей стал повсеместным.


«Движение искусств и ремесел» в Англии было прежде всего эстетическим предприятием. Оно основывалось на эстетических концепциях Джона Рескина, Уильяма Морриса и Оскара Уайльда.


Рескин, художественный критик, теоретик искусства, талантливый акварелист, в своих книгах («Семь светил архитектуры» и «Камни Венеции») и гневных эссе критиковал промышленное производство машин и бытовых вешей из-за уродливости и отсутствия в их форме «правды материала». В качестве прототипов изделий фабричного производства в XIX в. часто использовались вещи, выполненные ранее ремесленниками. Орнамент переводился в формы литья, все пропорции вроде бы сохранялись. Однако многие экспонаты той самой знаменитой Всемирной выставки 1851 г. отличались безвкусием. Идеалом Рескина был средневековый мастер-ремесленник, который сам выполнял вещь от начала и до конца, хорошо зная своих заказчиков. Он не достигал, конечно, точности станка, зато получал удовлетворение от целиком созданной вещи. Это восхищало Рескина.


Моррис разделял увлеченность Рескина средневековым искусством и также мечтал о возрождении средневековых ремесел. Его считают гениальным самоучкой. Он не имел художественного образования, но занимался проектированием шрифта, оформлением книг, составлением рисунков для ткани, гобеленов и керамической плитки, производством мебели по своим проектам. В 1861 г. создал фирму (немного позже получившую название «Моррис и компания»), где попытался соединить ремесло и фабричное производство. Ткани в мастерских Морриса печатались и запаривались вручную. Вручную изготовлена и мебель (рис. 16). Предмет, считан Моррис, содержит в себе не только форму, качество, но и эмоции мастера, его отношение. И чем более человек удовлетворен условиями своей жизни и своей работой, тем прекраснее вещи он производит.


Деятельность фирмы способствовала утверждению нового отношения к организации бытовой предметной среды, пустила воздух, свет и цвет в традиционно сдержанные викторианские интерьеры.

Рис.16
Страница из каталога

Моррис предлагал своим клиентам не отдельные предметы обстановки, а стиль интерьера б целом — светлого, яркого и удобного для жизни интерьера. И хотя Моррис потерпел множество неудач — его вещи были чрезмерно дорогими, среди покупателей преобладали его же друзья, не всегда складывались отношения с рабочими — тем не менее в те годы было важно, чтобы кто-то обратил внимание на эстетическое качество вещей.


По модели морри-совских мастерских его последователи организовали несколько «гильдий». Артур Макмардо и Чарлз Эшби, создатели «Гильдии века» (1882) и «Гильдии ремесленного мастерства» (1888), пытались реализовать идеи Рескина и Морриса, проектировали мебель, керамику, дорогие изделия из металла и стекла. В этих более поздних работах (1880— 1890-е гг.) декоративный орнамент на часах, серебряных коробочках, металлических ручках все больше утрачивает первоначальную средне-веково-готическую основу и в нем все активнее проявляются растительные мотивы — стилизация под старину уступает место стилизации под натуру, природу.

Читать далее: 1 2



реклама



Тэги: