Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея

Самый известный российский художник-фотограф XIX в. — Андрей Карелин. Окончив Академию художеств (учился вместе с И. Крамским), он вернулся в родной город — Нижний Новгород и открыл фотоателье. Карелин пользовался мокроколлодионным способом, т.е. съемкой на свежеприготовленную пластинку большого формата — до 50x60 см. Его снимки — сюжетные постановочные


картины, по тематике близкие живописи передвижников. Среди жанровых сценок, созданных им в 1870-х гг., — «Подаяние». «Уличные музыканты», «Путешественники», «Сватовство». В качестве персонажей он использовал своих знакомых и близких — жену, дочерей, нередко позировал сам. Он мастерски строил композиции, пользуясь литературной основой при выборе аксессуаров, костюмов, поз, освещения.


Карелин известен и как портретист, и как фотограф-документалист. По заказу городской управы он снимал виды Нижнего, Кремль, пристани, пароходы на Волге. Его снимки — это историческая энциклопедия конца XIX в.


До начала XX в. наиболее распространенной продукцией массовых фотоателье были кабинетные портреты размером 10x16 см и небольшие визитки — примерно 9x5 см. Отпечатки тщательно наклеивались на плотный картон. На обороте типографским способом размещалась информация об ателье, включая награды на выставках. Постоянно повторялась фраза: «Негативы хранятся». Это означало, что в любой момент клиент мог повторить понравившийся отпечаток, заказать еше одну партию визиток. Именно эти крошечные фотопортреты и стали прототипом современных визитных карточек.


В своей студии, наполненной всевозможным реквизитом (мебелью, утварью, костюмами разных народов), фотограф мог воспроизвести практически любой тип пейзажа или интерьера для фона. В каталоге фотографического оборудования, выпущенном в начале XX в. в России торговой фирмой «И.К. Гек», приводились примеры фонов: «Беседка», «Море (несколько состояний)», «Аэроплан», «Автомобиль» — и фрагменты интерьеров различных эпох и стилей. Профессиональный фотограф, исходя из традиций культуры живописи, всегда ставил портретируемых на среднем плане — между плоским фоном (который на фотографии создавал иллюзию бесконечного пространства) и каким-либо реальным фрагментом среды (например, садовая скамейка, перила или калитка, валун, декоративное растение). Предмет на первом плане служил точкой отсчета глубины иллюзорного пространства и был как бы пластическим подтверждением реальности плоского, условного фона. Вся эта ситуация напоминала статичный театр, где человек играл роль, придуманную для него фотографом.

Читать далее: 1 2



реклама