Организация и этапы эволюции Строгановского училища

Промышленная революция вызвала потребность в кадрах дизайнеров и, как следствие, — в художественно-промышленном образовании. Уже в 1787 г. в программах, предложенных Советом Академии художеств ученикам 5-го курса, встречались, например, такие задания по классу часового мастерства: «заделать нутрь стенных часов с боем, репетициею и числами». По механическому классу предлагалось другое, чисто дизайнерское, задание: «заделать карманные универсальные часы с удобностию, чтоб каждый без всякого затруднения мог их ставить и употреблять с верностию»1. Однако вскоре «низшие» искусства, связанные с механикой, приборами и т.п., были изгнаны из Академии.


В Европе XIX в. получили распространение доступные для многих рисовальные школы.


Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII в., послужила прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. Интересуясь археологией, историей искусства, он, естественно, обращал внимание на качество тех или иных декоративных изделий, на точность и выверен-ность линий, справедливо усматривая корни совершенства в умении мастера рисовать, детально представляя вещь до того, как он ее вы-


полнит в материале, а также грамотно компоновать соответствующий предмету декор.


После поездки в Париж в 1822 г. Строганов обращается к министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой ознакомить императора Александра 1 со своим предложением о создании школы. «Сие заведение имеет целью ремесленников, подмастерьев, мальчиков и детей бедных родителей (свободного и крепостного состояния) без всякой со стороны их платы, обучить начальным правилам практической Геометрии, Архитектуры и разным родам рисования, относящимся к механическим искусствам, и через то доставить им средства самим собой, не прибегая к посторонней помощи, производить главные их ремесла с большей удобностию и совершенством»1.


Новое учебное заведение, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г. в здании на Мясницкой улице (д. 45), получило название «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Почти 20 лет Строганов полностью финансировал школу. В 1843 г. она получила статус государственного учебного заведения.


В школу принимали детей с 10-летнего возраста, срок обучения составлял шесть лет. Существовали три класса — черчение, рисование фигур и животных, рисование цветов и украшений. Позже к ним добавился класс чистописания и технического рисования. Занятия проходили два раза в неделю.


В 1860 г., после слияния 1-й Рисовальной школы (Мещанское отделение, открытое в 1833 г.) и 2-й (собственно Школы рисования Строганова) и учреждения Строгановского училища технического рисования, начинается второй этап. На подготовительном отделении преподавали линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисование, пейзаж, вводилось рисование цветов, плодов и натуры. Специальное отделение делилось на два разряда: рисовальный (для набивного и ткацкого дела) и орнаментальный (сочинение и выполнение орнаментов для остальных отраслей прикладного искусства). Последние три года пятилетнего курса обучения посвящались специализации в каком-либо виде мастерства: по набивному и ткацкому делу, мебельному, керамическому, ювелирному и др. Для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием «Краткие понятия и начала художества с очерком истории искусства».


В 1860—1870-х гг., во времена ректорства В.И. Бутовского, начинаются систематические поездки учащихся для зарисовок с натуры и обмеров памятников архитектуры, прикладного и монументального искусства Древней Руси. Копируются орнаменты древних рукописей, скульптурный декор владимиро-суздальских храмов XII—XII1 вв. Собранный материал — скульптурные и графические копии — лег в основу открытого в 1868 г. при училище Художественно-промышленного музея. Это был один из первых публичных московских музеев. Здесь можно было изучать образцы русского и зарубежного искусства, ознакомиться с различными видами производства: гончарным делом, ткацким, мебельным, резным, эмальерным, стекольным, обойным, декоративным, литейным, чеканным.


В 1873 г. училище получает статус «центрального», а в 1892-м переезжает в здание на Рождественке, перестроенное из учебных помещений и клиник 1-го медицинского института, обосновавшегося на Пироговской улице.


В 1901 г. в связи с 75-летием училищу был присвоен статус Императорского. К тому времени сложилась двухуровневая система подготовки художников прикладного искусства. Пять младших классов составляли начальный этап, после их окончания выпускник получал звание «ученый-рисовальщик». Наиболее успевающие по художественным дисциплинам переходили в старшие (6—8-е) классы, после окончания которых получали звание «художник прикладного искусства».

Читать далее: 1 2



реклама