Общие признаки стиля

В истории европейского искусства 1880—1890-е годы — время, когда стиль модерн утвердился во многих областях творчества, — называют французским термином «fin de siecle» (конец века), а в России — Серебряным веком. Этот «век» недолог, но за 30—40 лет он прошел путь от рождения к расцвету и завершению.


Модерн — первый стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, который создан сознательно, спроектирован как единый для всех элементов предметной среды. Об этом свидетельствуют активная формоизобретательская деятельность художников и архитекторов, поиск выразительных «формул» стиля, т.е. полуабстрактных линейных и цветовых композиций, обилие текстов, статей, написанных самими творцами стиля, в том числе архитекторами и дизайнерами — Уильямом Моррисом, Анри ван де Вельде, Германом Мутезиусом.


Стиль обладал визуальным единством форм, основанным на общности пластического языка. Эта общность сложилась из ряда региональных разновидностей, стилевых направлений как творческих групп, так и отдельных художников. Во Франции и Бельгии он назывался «ар нуво»1, в


Англии — «Движение искусств и ремесел»1, а позже «новый стиль» («Моаегп style»), в Италии — «либерти», по названию открытого Артуром Лезенби в 1875 г. на Риджент-стрит в Лондоне магазина «Либерти», сыгравшего большую роль в распространении этого стиля (филиал магазина был и в Италии). В Германии привился термин «югендстиль» — так назывался журнал («Die Jugend»), в котором часто публиковались образцы новейших изделий. В Австрии и Чехии художники, архитекторы, представители прикладного искусства объединились в группу «Сецессион» («Sezession»), давшую название выставочному павильону, выстроенному по проекту Йозефа Ольбриха.


Несмотря на различия в названиях, речь идет о едином европейском движении, близости художественных приемов, общности философии. Этот стиль оказал влияние не только на искусство, но и на повседневную жизнь, поведение, манеру одеваться. Причем в контрастных проявлениях: с одной стороны, дендизм, меланхолия, постоянная ирония, с другой — открытость жизни, идеал здоровья. Именно в 1896 г. возрождается олимпийское движение, в Афинах проходят первые со времен Античности Олимпийские игры.


В модерне использовались импульсы формообразования, идущие от природных форм или природных процессов. Это могли быть фло-ральные (формы растений), зооморфные (формы животных) и даже остеоморфные (колючие, костистые формы) мотивы.


Фигуры, предметы, фрагменты превратились в символы, пластические метафоры. «Наделение видимого мира определенной "жизненной силой", его "одушевление" подготовили появление модерна».


При этом орнамент не просто заполнял поверхность предмета, а скорее подчинял себе его формы. В этих родившихся из орнамента вещах пластика рисунка имела, помимо символики или стилизации, еще и конструктивный, функциональный смысл. Именно поэтому модерн интересен в истории дизайна как особая стихия формообразования.


Историки архитектуры иногда называют этот стиль «коротким замыканием», имея в виду его быстротечность, концентрацию на орнаменте, упругости линии. Художники, архитекторы, дизайнеры — все были озабочены идеями декорации плоскости.

Рис.15 Ч.Р.Макинтош
Деревянные часы с
перламутровым
циферблатом. 1919

Объем превращался в орнамент, а орнамент — в объем. Всюду доминировали упругие линии «удара бичом» — и в контурах металлических деталей оград или ажурных решеток, оплетающих стекло, и в рисунках, иллюстрациях и плакатах, и в формах мебели, и в текстильном орнаменте, и в силуэтах платьев. Модерн существовал недолго, но успел охватить все области предметного мира. Он действительно был как вспышка орнамента, движущейся живой графической материи, стилизованной под формы природы.

Читать далее: 1 2



реклама



Тэги: