Неорусский стиль как предшественник модерна

Поиск русского национального стиля как обращение к национальной истории был аналогичен по своему содержанию процессам, происходившим в предметной культуре, изобразительном искусстве, архитектуре других стран Европы и особенно Англии. Неоготика как стилевое направление получает распространение в первой половине XIX в.


и в Англии, и в США. У. Моррис, возрождая ремесла, находит идеал в средневековом искусстве. Так же и неорусское направление середины—второй половины XIX в.: деятельность Абрамцевских мастерских и возведенный по проекту архитектора К.А. Тона храм Христа Спасителя (элементы этого стиля искали и в постройках Владимиро-Суз-дальской Руси, и в византийском орнаменте, использованном еще во времена Ивана Федорова в оформлении первопечатных книг) есть не что иное, как возрождение «наследия собственного средневекового искусства».


«Понятием русский стиль обозначается, таким образом, направление или творчество мастеров, основанное на использовании традиций русского национального искусства. С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века связывается отечественная, отличная от западноевропейской художественная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры. <...>


Модерн во многих странах, в том числе и в России, зарождается в ходе переосмысления традиции средневековья... первым и наиболее ранним его проявлением является неорусский стиль» [Кириченко, с. 8, 228].


В конце 1840-х гг. не только официальные лица, но и частные учреждения занимались документированием памятников русского зодчества и прикладного искусства. Обмеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из металла, камня, глины, стекла, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Все это давало уникальный материал для близкого и непосредственного знакомства с русским стилем.


Художественно-археологическая деятельность Федора Григорьевича Солнцева, выпускника Академии художеств, началась в 1820-е гг. и закончилась изданием шеститомного труда «Древности Российского государства».

Рис. 20
Ф.Г. Солнцев. Царский возок. Обмеры.
Иллюстрация из издания
«Древности Российского государства».1856

Солнцев был первым, кто обмерял и зарисовывал древние храмы, костюмы разных местностей, оружие, церковную и дворцовую утварь, скарб, конскую сбрую и множество других предметов быта. Чтобы представить собранные предметы наиболее наглядно, он зарисовывал их в виде ортогональных проекций — так, как это принято у архитекторов: показывать фасады и планы, боковые виды. Солнцев как бы восстанавливал вещь в ее первозданном проектном виде, хотя мастер, реально создававший эти вещи, ничего подобного не делал (рис. 20). Но трансформация объемных предметов в форму графических таблиц, в которых доминировала именно., орнаментально-плоскостная манера, приводила к тому, что и художники XIX в., начиная работу над своими уже современными проектами, опирались на такой же метод, идя от характера графики к реальному материалу и объему.


В близкой к солнцевским таблицам стилистике выполняли проекты В.А. Гартман, получивший в 1861 г. Большую золотую медаль за проект библиотеки, И.А. Монигетти в проектах оборудования, подсвечников и посуды для императорской яхты, В.О. Шервуд в проектах Исторического музея. Золотым веком для идеи русского национального искусства, в котором черпают вдохновение художники и архитекторы, графики и дизайнеры, становятся XVI—XVII столетия.

Читать далее: 1 2



реклама



Тэги: