Массовая фотография. Фотография как визуальная память

Настоящую моментальность фотография приобретает после изобретения и патентования в 1871 г. сухого процесса. Усовершенствованные фотоаппараты — небольшие деревянные ящички с отверстием и парой рычажков — стали общедоступными. Через видоискатель-призму фотограф мог выбрать кадр, не переставляя каждый раз матовое стекло и кассету с пластинкой. В 1889 г. фирма «Кодак» изобрела роликовую фотопленку. Камеры, заряженные такой пленкой, были сравнительно небольшого размера, что позволяло снимать без штатива.


Увеличение числа массовых периодических изданий и появление технологий изготовления тоновых клише породили жанр репортаж-ной фотографии. Фотографии стали основным видом иллюстраций в периодических изданиях. Просматривая старые журналы, мы замечаем, как кадры и сюжеты приобретают все большую динамичность. Бурная общественно-политическая жизнь давала неистощимый материал фотографу. Не случайно начало публицистической фотографии совпадает с новыми дизайнерскими решениями фотоаппаратуры, постепенно уходящей от стереотипа студийной камеры.


Если в середине XIX в. фотограф выходил на улицу увешанный многочисленными ящиками с громоздкой камерой, требовавшей перезарядки кассет, наводки на резкость перед вставлением кассеты с фотопластинкой, то к концу века фотоаппараты становятся компакт-



Рис. 12 Карманная фотокамера «Атом».
1900-е


ными, теперь фотографировать можно с рук, не прибегая к штативу и без постоянного контроля поле съемки (рис. 12). В 1890—1900 гг. разрабатывается несколько типов видоискателей: призмы, зеркала, рамки-прицелы (сохранившиеся и поныне), которые позволяли фотографировать во время путешествий, спортивные игры и гонки.


Основная техническая и дизайнерская проблема того времени — компактность камеры и множественность снимков — нашла почти идеальное воплощение в модели пленочных аппаратов, ставших отныне самым распространенным типом. Ручной механизм транспортировки пленки, действовавший вместе с взводом шторного затвора, на долгие годы стал пружинно-механическим сердцем фотоаппарата.


В 1910—1920-е гг. окончательно формируется широко известный тип фотоаппарата: компактный, с закругленными краями, как бы воспроизводящими во внешней форме идею перемотки пленки с одной катушки на другую. В начале 1930-х гг. фотоаппарат приобрел четкую ориентацию «верх—низ» за счет темной отделки кожей или «под кожу» нижней части корпуса и более светлой верхней части — как бы надстройки с индикаторами скорости, видоискателем, ручками перемотки пленки и взвода затвора. Нижняя часть — для захвата руками, верхняя — для управления. Эта двухчастность фотоаппарата по горизонтали также стала одним из устойчивых формальных и образных признаков.


С переходом на новую технику эстетика статичного студийного портрета потеряла смысл. Утверждается эстетика динамичного видения. Она проникает во все области творчества, так или иначе связанные с фотографией: фотомонтаж, полиграфию, кинематограф.


Развитие художественных концепций фотографии немыслимо без развития химии и тонкой оптической техники. В 1920 г. Германия (наряду с СССР) была одним из центров зарождения современной фотографии. Но в Германии этому способствовали не столько социальные условия, сколько производство качественной пленки и бумаги фирмой «Агфа», а также разнообразных моделей фотоаппаратов (на все форматы и виды пленки и пластинок). Уже в 1914 г. были сделаны первые снимки узкопленочным фотоаппаратом конструкции Оскара Барнака, рассчитанным на роликовую пленку. Этот фотоаппарат начал выпускаться с 1925 г. на заводах фирмы «Лейтц» Эрнста Лейтца под названием «Лейка».


Будущее фотографии виделось именно в ее массовости, повседневности. Девиз американской фирмы «Кодак» — «Вы нажимае-


те кнопку, мы делаем все остальное». И фотоателье, где когда-то снимались на заказ, становится лишь пунктом обработки фотоматериала... Фотоаппараты-мыльницы, да и цифровые камеры сегодня есть почти в каждом доме. Сбылось пророчество немецкого фотокритика Франца Роха, утверждавшего в конце 1920-х гг., что в будущем неумение человека фотографировать будет приравниваться к неграмотности1. Нечто подобное происходит сейчас с компьютерами. И фотоаппарат и компьютер — инструменты как любительские, так и профессиональные; как творческие, так и чисто технические.


Зарождение и развитие фотоискусства показывает, как технология превращается в искусство, формирующее видение. Эпоха дизайна, эпоха промышленной революции и последовавшие за ней стили дизайна и архитектуры запечатлены фотографией.


Фотография в каком-то смысле также проектна, результат зависит от степени планирования, учета многих факторов: как внешних, так и сугубо художественных. Фотография, как и дизайн, — средоточие научно-технической, проектной и художественной культуры.

Читать далее: 1 2



реклама