Массовая фотография. Фотография как визуальная память

Развитие художественных концепций фотографии немыслимо без развития химии и тонкой оптической техники. В 1920 г. Германия (наряду с СССР) была одним из центров зарождения современной фотографии. Но в Германии этому способствовали не столько социальные условия, сколько производство качественной пленки и бумаги фирмой «Агфа», а также разнообразных моделей фотоаппаратов (на все форматы и виды пленки и пластинок). Уже в 1914 г. были сделаны первые снимки узкопленочным фотоаппаратом конструкции Оскара Барнака, рассчитанным на роликовую пленку. Этот фотоаппарат начал выпускаться с 1925 г. на заводах фирмы «Лейтц» Эрнста Лейтца под названием «Лейка».


Будущее фотографии виделось именно в ее массовости, повседневности. Девиз американской фирмы «Кодак» — «Вы нажимае-


те кнопку, мы делаем все остальное». И фотоателье, где когда-то снимались на заказ, становится лишь пунктом обработки фотоматериала... Фотоаппараты-мыльницы, да и цифровые камеры сегодня есть почти в каждом доме. Сбылось пророчество немецкого фотокритика Франца Роха, утверждавшего в конце 1920-х гг., что в будущем неумение человека фотографировать будет приравниваться к неграмотности1. Нечто подобное происходит сейчас с компьютерами. И фотоаппарат и компьютер — инструменты как любительские, так и профессиональные; как творческие, так и чисто технические.


Зарождение и развитие фотоискусства показывает, как технология превращается в искусство, формирующее видение. Эпоха дизайна, эпоха промышленной революции и последовавшие за ней стили дизайна и архитектуры запечатлены фотографией.


Фотография в каком-то смысле также проектна, результат зависит от степени планирования, учета многих факторов: как внешних, так и сугубо художественных. Фотография, как и дизайн, — средоточие научно-технической, проектной и художественной культуры.

Читать далее: 1 2



реклама