Теория конструктивизма

Группа Объективного анализа ИНХУКа изучала как абстрактные цветовые построения, так и живописные работы Крымова, Куприна, Матисса, находившиеся в Музее живописной культуры и собрании СИ. Щукина.


В ходе обсуждения «происходило взаимодействие двух понятий конструкции — конструкции инженерной и конструкции как закона организации элементов художественного произведения»1. Выясни-


лось, что «настоящая конструкция появляется только в реальных вещах, оперирующих реальным пространством»1. Отправной точкой при анализе работ послужило определение конструкции, сформулированное архитектором Н. Ладовским, исходя из особенностей инженерно-технических сооружений:


«Техническая конструкция — соединение оформленных материальных элементов по определенному плану-схеме для достижения силового эффекта»2.


Дискуссия показала, что конструкция — это такое средство организации формы, которое связано прежде всего с функцией вещи, с рациональным использованием материала. В связи с определением Ладовского возник вопрос о ненужности создания художниками в дальнейшем отвлеченных внефункциональных конструкций. Мир индустрии становился своеобразным эталоном конструктивности и целесообразности. В заключительных выводах работы Группы Объективного анализа содержались призывы к художественному освоению утилитарных предметов на основе их конструирования. Художественная деятельность должна была слиться с инженерно-технической благодаря общности конструкторского подхода к творчеству.


«Изобретатели и есть художники, и художник, по существу, есть изобретатель, он им и должен быть. Это то, к чему мы стремимся сейчас, переходя из плоскости холста в конструктивное производство»3, — отмечал Родченко в заключительной части дискуссии о конструкции и композиции.


С анализом конструкции как центральной характеристикой формы вещей, в которой как бы сливаются художественное и техническое начала, связана и переориентация ИНХУКа от исследования законов «чистого» искусства к рассмотрению взаимоотношений художника и производства. В абстрактных конструкциях отсутствовали целесообразность, функциональность, технология — все то, что так привлекало конструктивистов в мире новой техники. От создания отвлеченных конструктивных композиций художники перешли к проектированию вещей, построенных по тем же законам вну-


тренней логики и структуры. Складывалась и проектная философия конструктивизма как особого метода мышления художника, работающего для производства.


Характерны темы докладов 1921 — 1922 гг.: В. Степанова «О конструктивизме», А. Лавинский «Инженеризм», Б. Кушнер «Роль инженера в производстве», О. Брик «Что делать художнику пока». В эти годы в ИНХУКе выступал и Эль Лисицкий.


В итоге в выступлениях, а также в книге А. Гана «Конструктивизм» (Тверь, 1922) были сформулированы некоторые исходные позиции:


• конструктивизм является итогом художественных поисков 1910—1920-х гг., включая и беспредметное абстрактно-геометрическое творчество;

Читать далее: 1 2 3



реклама