Проект памятника III Интернационалу

В первые послереволюционные годы казалось, что не только социальный, но и весь предметный и визуальный мир будет построен заново.


Кадры кинохроники 1918 и 1919 гг., старые фотографии сохранили сцены революционных праздников. К первой годовщине революции Натан Альтман в Петрограде «одел» основание Триумфальной колонны и Зимний дворец в кубистический наряд из плоскостей и геометрических объемов. В Москве вывешивались декоративные панно в условно-символическом духе, проводились конкурсы на украшение города к октябрьским торжествам.


В 1919 г. подотдел художественного труда отдела изобразительного искусства Народного комиссариата по просвещению организовал конкурс на лучшие «киоски для распространения произведений печати». Книжные и газетные киоски рассматривались не просто как торговые точки, но прежде всего как центры информации и политической агитации. Родченко спроектировал трехгранный киоск с несущим центральным стержнем, подчеркивавшим развитие формы по вертикали. На устойчивые объемы трех-, четырех- или пятигранных призм проектировщики навешивали все остальные атрибуты: выставочные стенды, трибуны, экраны, часы. Текст лозунгов дня выполнялся характерным для тех лет трафаретным шрифтом. Окрашенные плоскости напоминали паруса, а сам киоск — плывущий по волнам улицы корабль.


В 1919—1920 гг. в течение нескольких месяцев при архитектурно-строительном подотделе того же отдела изобразительных искусств



Рис. 32 К. Иогансен. Пространственная конструкция по типу вантово-стержневой структуры. 1921


работала комиссия по живописно-архитектурно-скульптурному синтезу (Живскульптарх). Архитекторами Николаем Ладовским, Владимиром Кринским, живописцами Александром Родченко и Александром Шевченко, скульптором Борисом Королевым и другими участниками были созданы необычные и раскованные проекты планировки городов, домов-коммун и зданий для «совдепов». Архитектурные фантазии способствовали раскрепощению видения художников, помогали сформулировать новые в социальном отношении проектные задания.


Одновременно были объявлены конкурсы и на всевозможные Дворцы труда.


Свою концепцию нового в социальном отношении сооружения предложил и Татлин в проекте знаменитого памятника III Интернационалу. На Руси нередко памятники строились в виде масштабных архитектурных сооружений. «Небоскреб» Татлина предполагался и вовсе грандиозным — 400 м в высоту (одна стотысячная часть земного меридиана). Памятник был задуман как сложная инженерная структура с массой подвижных помещений, внутренними механизмами. Сама по себе архитектурная форма основывалась на пластической идее наклонной фермы (угол наклона соответствовал наклону земной оси) и двух пересекающихся спиралей. Внутри каркасной конструк-



Рис. 33 В. Татлин. Проект памятника III Интернационалу. 1920

Читать далее: 1 2



реклама


Новостройки в городе Ярославль