Проект памятника III Интернационалу

ции размещались последовательно несколько объемов функциональных помещений.


«Нижнее помещение (А), представляя по своей форме куб, движется вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год и предназначено для целей законодательных. Здесь могут проходить конференции Интернационала. <...> Следующее помещение (В) в форме пирамиды, вращается по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и предназначено для целей исполнительных. <...> Наконец, верхний цилиндр (С), вращающийся со скоростью одного оборота в день, имеет в виду центры осведомительного характера: информационное бюро, газета, издание прокламаций, брошюр и манифестов...»' (рис. 33).


В 1920 г. модель была привезена из Петрограда в Москву и демонстрировалась в Большом театре. Характерен лозунг, который был написан на транспаранте под потолком: «Инженеры-мостовики! Делайте расчеты изобретенной новой формы». Художник своими инициативными проектами должен был стимулировать техническую и строительную деятельность.


Татлин спроектировал не столько здание, сколько модель общества. Хотя проект и остался нереализованным, но его неоднократно публиковали, а на праздничных демонстрациях 1920-х гг. нередко встречались самодельные макеты татлинской башни, служившие для оформления шествий.


^-^В ноябре 1922 г. в Москве проходил IV Конгресс III Интернационала. Для установки плакатов, книжных витрин, радиорепродукторов художник Густав Кпуцис спроектировал серию трансформирующихся вантовых (т.е. соединенных при помощи растяжек) конструкций. Некоторые из них с ярко-красной геометрической суперграфикой в раструбах рупоров он назвал «радио-ораторами» и нередко использовал позже как мотивы в оформлении книг (рис. 34).


И хотя реально была использована всего одна конструкция на крыше гостиницы, где жили делегаты, для истории русского дизайна эти проекты были принципиально новыми, поскольку соединяли яркую лаконичную суперграфику с необычной сборно-разборной конструкцией.


В том же духе сложного многофункционального коммуникативного объекта проектировались и киноавтомобили. По деревням в те го-


ды разъезжало около тысячи кинопередвижек, походные библиотеки, клубы и выставки. Предполагалось, что они будут нести передовую культуру в глухую провинцию, агитируя за новый строй. Дизайнеры охотно участвовали в их проектах, предлагая различные варианты кинопередвижек-читален, передвижного театра, агитавтомобиля.

Читать далее: 1 2



реклама