«Измы» XX в. и дизайн

История русского искусства 1910 — начала 1920-х гг. была необычайно насыщенной, новые художественные системы провозглашались чуть не каждую неделю.


В 1925 г. русский живописец, архитектор, дизайнер Эль Лисицкий в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом издал книгу «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства» (рис. 23).


К моменту выхода книги Лисицкий уже проявил себя как автор необычных проектов. Среди них: комната «Проунов» (Проект Утверждения Нового — серия архитектонических композиций, которые Лисицкий охарактеризовал как «промежуточную стадию между живописью и архитектурой») на выставке 1923 г. в Берлине, рекламные плакаты и графика для фирмы «Пеликан». Через год начнется проектирование зала нового искусства в Ганноверском музее, где будут созданы необычные условия для экспонирования абстрактных скульптур Наума Габо, беспредметной живописи Пита Мондриана и Василия Кандинского.


В книге «Измы искусства» Лисицкий выступал как дизайнер, автор-составитель и непосредственный участник художественного процесса. Он собрал под одной облож-



Рис. 23 Эль Лисицкий.
«Kunstism»
1914—1924. Обложка.
1925


кой «измы» не только для того, чтобы отметить то новое, что появилось за последние 10 лет, но и с целью представить панораму концепций формообразования, имеющих предметный, архитектурный, проектный потенциал. Он отобрал авангардные направления современного ему изобразительного искусства именно как коллекцию неповторимых визуальных языков, выражающих общие пластические, философские, структурно-композиционные идеи средствами абстрактного искусства.


В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», среди них:


• конструктивизм (от контррельефов Владимира Татлина 1914 г. до конструкций выставки ОБМОХУ в Москве 1921 г. и работ Наума Габо 1921-1922 гс);


• веризм (композиции немецкого художника-фотомонтажиста Джона Харфилда 1917 г.);


• неопластицизм (творчество дизайнеров и архитекторов группы «Де Стиль», от абстрактных композиций Пита Мондриана 1916 г. до проекта архитектора Геррита Ритфелда 1923 г.);


• пуризм (посткубистическая живопись французов — архитектора и дизайнера Ле Корбюзье и художника Амедея Озанфана 1920— 1922 гг.);


•дадаизм (течение в западном искусстве, связанное с абсурдистскими, спонтанными сочетаниями элементов готовых форм в коллажах, стихах, поведении, работы Ганса Арпа, Рауля Хаусмана, Макса Эрнста, фотоработы Ман Рея 1919—1922 гг.);


• симультанизм (живопись французских художников Робера и Сони Делоне 1912-1922 гг.);


•супрематизм (работы Казимира Малевича 1913—1920 гг.);


• абстрактивизм (живопись Василия Кандинского, Натана Альма-на, Любови Поповой, Александра Родченко, Петра Митурича и венгра Ласло Мохой-Надя 1914—1920 гг.);


• кубизм (живопись Пабло Пикассо и Жоржа Брака, скульптура Александра Архипенко и Жака Липшица 1914—1920 гг.);


•футуризм (живопись Джакомо Балла, скульптура Умберто Боч-чони 1913 г.);


•экспрессионизм (живопись Марка Шагала и Пауля Клее 1914— 1915 гг.).


Фактически это была первая попытка классификации авангардных течений как «стилей» по принципу визуальной общности и груп-


повой принадлежности. Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений. Наибольшее и непосредственное влияние на дизайн оказали футуризм и кубизм, супрематизм и конструктивизм, неопластицизм и «Проуны» Лисицкого.

Читать далее: 1 2



реклама