Идеи футуризма

В 1909 г. поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал в газете «Фигаро» манифест нового течения в искусстве. Провозглашалось стремление к современности, техника объявлялась достойным объектом любования. Происходит реформация языка («слова отпущены на свободу»), изображение динамики становится ведущей темой в живописи и скульптуре. «Констатируем, — отмечалось в манифесте, — что красоты мира пополнились еще одной: красотой скорости. Ревущий автомобиль, который точно мчится против картечи — прекраснее, чем Ника Самофракийская» [цит. по: Бобринская, с. 11].


Скорость и динамика действительно были одной из творческих основ футуризма. Еще задолго до всех манифестов естествоиспытатели и фотографы пробовали фиксировать и исследовать реальные стадии движения. Э. Мейбридж в США и Э.Ж. Маре во Франции на своих кинограммах скачущей лошади, прыгуна с шестом и шагающего человека показали реальные мгновенные фазы движения, из которых складывается непрерывная динамика (рис. 24).


Продолжая те же опыты, но уже в художественном ключе, итальянец футурист Джакомо Балла пишет почти реалистическую картину «Дама с собачкой на прогулке» (1912).

Рис. 24
Э.Ж. Маре. Хронофотография. Прыжок с шестом. 1890

И у дамы, и у собачки гораздо больше ног, чем это есть на самом деле, художник пытается передать мелькание и ритмику шагов. Позднее он уходит от буквального изображения суммы стадий движения к выражению идеи динамики композиционно-пластическими средствами. Круглящиеся, ритмически


повторяющиеся линии, как расходящиеся круги, окутывали изображение мчащегося мотоциклиста. Движение планет, небесных тел он передавал при помощи тех же упругих, множащихся линий. Вместо одной какой-либо фазы (или их суммы) изображалась ткань движения, некий его срез. От изображения стоп-кадров художники переходят к передаче символического состояния динамики (рис. 25).

Рис. 25 Дж. Балла. Проект веера. 1918

Передача всего комплекса ощущений, их одновременность, становится доминирующей темой произведений художников-футуристов, выдвинувших и концепцию симультанизма.


Сам Маринетти работал в жанре графической поэзии — рисовал листы с наискосок бегущими строками, взрывающимися словами, разлетающимися буквами. В 1912 г. он создает графические композиции, в которых абстрактному впечатлению от динамики линий соответствует столь же отрывистая и наполовину абстрактная словесно-звуковая часть. Литература и графика порождают новый жанр — визуальную поэзию, рассчитанную на одновременность восприятия слова, звука и изображения. Сами выступления поэтов-футуристов и художников становились синтетическим действием, включавшим элементы эпатажа и театрального представления.


История футуризма в России начинается с поэтических альманахов и сборников. Художники активно вводят в изображение текст: цифры, надписи, вывески. Предметы демонстрируются одновременно с разных сторон, как в кубизме. Множащиеся контуры передают идею движения. Всюду виден принцип одновременности восприятия и синтез словесного и живописно-пластического начал.


Михаил Ларионов идет дальше. Он представляет весь мир как постоянно меняющуюся картину взаимных отражений света и цвета.


Согласно его концепции лучизма, художник изображает уже не предметы, а свето-цветовые потоки, лучи, которые испускаются предметами во всех направлениях и наполняют пространство1.


Футуризм был необходимой ступенькой на пути к абстрактному, неизобразительному искусству. Футуристы в России на свой лад развивали идею соединения всех каналов коммуникации: живописи, поэзии, музыки. Русский художник Владимир Баранов-Россине сконструировал «оптофоническое писанино» — инструмент со све-топроекционным устройством, наподобие рояля. Нажимая на клавиши, можно было управлять различными фильтрами и заготовленными прозрачными дисками с абстрактным рисунком. В своих опытах русские футуристы пытались дойти до первооснов искусства, до уровня «праязыка», в котором еще нет слов, но есть лишь сгустки идей, ощущений и эмоций. В живописи это выражалось в интересе к фольклорным мотивам, во включении в композиции простых геометрических форм.

Читать далее: 1 2



реклама