Футуризм, театр и предметно-пространственное творчество

Футуристы часто работали с малыми, мобильными формами зрелища — кафе, кабаре, поэтические вечера.


В Москве и Петербурге они эпатируют публику своей внешностью. Ларионов и Гончарова раскрашивают лица. Малевич в честь приезда в Москву Маринетти ходит по Кузнецкому мосту с красной ложкой в петлице вместо гвоздики. Таково его понимание «алогичности» — т.е. внешней бессмысленности творческого жеста, который важен лишь сам по себе, лишь как возможность выделиться минимальными средствами за счет перенесения предмета из одного контекста в другой.


Футуристическая идея и кубофутуризм как стилевое направление оказались наиболее адекватными исполнительским видам творчества — театру, драматургии, а также литературе и поэзии. Многие мастера авангарда считали заслугой футуризма раскрепощение творческих потенций и отсутствие жесткой стилевой доктрины.


Художников-новаторов охотно приглашал такой признанный режиссер, как А. Таиров. В московском Камерном театре работали


А. Лентулов, А. Веснин, В. и Г. Стенбер-ги, Г. Якулов. Александра Экстер в экспрессивной кубофутуристической манере создала модели костюмов и декорации к спектаклям «Фамира Кифаред» (1916) и «Саломея» (1917). Декорации не столько изображали какие-то конкретные предметы или постройки, сколько организовывали пространство при помощи цвета, объемов и плоскостей. На сцене преобладали диагональные и вертикальные композиции, экспрессивные сочетания простых геометрических форм.


В начале 1917 г. известный московский булочник И.М. Филиппов заказал молодым художникам оформление кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту. Якулов сделал эскизы и пригласил молодых художников для окончательной проработки деталей. Владимир Татлин занимался угловыми рельефами, карнизами, витражами (вместе с Удальцовой), Александр Родченко спроектировал светильники из пересекающихся и изгибающихся плоскостей, задуманных как сочетание жести, стекла и раскрашенного картона (рис. 26).



Рис. 26 А. Родченко. Проект светильника для кафе «Питтореск». 1917



реклама