«Де Стиль»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования

Стул в представлении Ритфелда — приспособление для духовной активности.

Рис. 30 Г. Ритфелд.
Красно-синий стул. 1918

Под сиденья он приклеивал этикетку со строками немецкого поэта Кристиана Моргенштерна: «Пользуясь стулом, я бы хотел сидеть не так, как того желает мое седалище, но как было бы угодно моему покоящемуся на стуле духу, если бы он свил сиденье для себя самого» [цит. по: 100 дизайнеров Запада, с. 164.]. Мебель по проектам Ритфелда серийно изготавливалась с 1923 г. фирмой «Метц» в Амстердаме.


Любопытна конструкция низкого столика, составленного из квадрата столешницы, круга основания, прямоугольника и вертикальной стойки в качестве несущей опоры.


Столик был частью обстановки сохранившегося и ставшего музеем «Де Стиля» дома, построенного по проекту Ритфелда в его родном городе Утрехте в 1924 г. для Трус Шрёдер, сотрудницы группы «Де Стиль». Это белое двухэтажное здание с контрастно выкрашенными в темно-синий цвет рамами. В некоторых помещениях окна сходятся под углом, так как вертикальные стойки каркаса расположены чуть в глубине. Благодаря такому приему в помещении столовой на втором этаже возникает эффект панорамного обзора. Внутреннее пространство дома решено как огромная увеличенная картина. Окраска стен, пола и потолка выполнена как единая композиция из геометрических форм.


Сила группы была в разнопрофильности ее членов. Они проектировали дома, мебель, картины, плакаты, тексты — и все под флагом «Де Стиля».


Как пример единого пространства, включающего в себя и живописное заполнение плоскости, и пространственные формы, и общее решение планировки, можно рассмотреть интерьер кафе «Одет» (Audette) в Страсбурге, созданный ван Дусбургом в 1928 г. Если Мондриан использовал в своей живописи вертикали и .горизонтали и ван Дусбург считал это признаком классицизма, то сам он вводил активную диагональ как антитезу Мондриану. Это было его «барокко», его «контркомпозиция». Бар имеет два уровня. На нижнем — столики расставлены в отдельных боксах с невысокими стенами по периметру большого цветного прямоугольника в центре, служившего танцплощадкой. На стенах и потолке под углом размещалась композиция из простых прямоугольных и квадратных форм, окрашенных в триаду основных цветов: синий, красный, желтый на белом фоне. Прямоугольники вставлены в неглубокие рельефные рамы. Размещение форм не параллельно стенам и полу, а под углом 45 градусов придает помещению активную цветовую динамику.


После смерти ван Дусбурга в 1931 г. группа распалась. И хотя она не была так масштабна, как кубизм или футуризм, тем не менее ее


значение в формировании интернационального стиля в дизайне и архитектуре оказалось решающим.


«Де Огиль» повлиял на развитие дизайна и архитектуры XX в., на то, что именуется модернизмом, благодаря подробной, всесторонней отработке пространственных и формально-композиционных решений. Его визуальный словарь был предельно ясным, визуальный результат — гарантированным, стилистические и формальные отличия от других направлений — предельно подчеркнутыми и очевидными.

Читать далее: 1 2 3



реклама